+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Сцепленное наследование егэ 2019 год

Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

P AB

ab

x ab

ab

G AB ab
ab
F1 AB

ab

ab

ab

серое
норм.
черное.
укороч.

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А — гладкие семена, а — морщинистые семена
B — наличие усиков, b — без усиков

P AB

ab

x ab

ab

G AB ab
ab
F1 AB

ab

x ab

ab

гладкие
семена,
усы
морщинист.
семена,
без усов
50% : 50%

Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

P bv

bv

x BV

BV

G bv BV
F1 BV

bv

x BV

bv

G BV BV
bv bv
F2 BV

BV

BV

bv

BV

bv

bv

bv

норм.
норм.
норм.
норм.
норм.
норм.
укороч.
зачат.

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

При скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.

А — яркие цветки, a — бледные цветки
B — усы, b — без усов.

P AB

AB

x ab

ab

G AB ab
F1 AB

ab

яркие
усы
AB

ab

x AB

ab

G AB AB
ab ab
F2 AB

AB

AB

ab

AB

ab

ab

ab

яркие цветки
усы
бледные цветки.
без усов

В первом скрещивании проявился закон единообразия, во втором – закон сцепления. Две (а не четыре) фенотипические группы появились из-за сцепления генов.

При скрещивании самок мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (доминантные признаки) с самцами с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки) в потомстве были обнаружены не только особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, но и небольшое число особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания. Объясните полученные результаты.

А — серое тело, а — черное тело
B — нормальные крылья, b — укороченные крылья

P AB

ab

x ab

ab

нормальные
гаметы
AB ab
ab
рекомбинантные
гаметы
Ab
aB
F1 AB

ab

ab

ab

Ab

ab

aB

ab

серое
норм.
черное.
укороч.
серое
укороч.
черное
норм.

Небольшое количество особей с серым телом, укороченными крыльями и черным телом, нормальными крыльями объясняется тем, что они возникли из яйцеклеток, в которых произошла рекомбинация из-за кроссинговера.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.

А — гладкие зерна, а — морщинистые зерна.
B — окрашенные зерна, b — неокрашенные зерна.

Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.

P AB

AB

x ab

ab

G AB ab
F1 AB

ab

гладкие
окрашен.
AB

ab

x ab

ab

G нормальные гаметы
со сцеплением, много
AB ab
ab
рекомбинантные гаметы
с нарушенным
сцеплением, мало
Ab
aB
F2 AB

ab

ab

ab

Ab

ab

aB

ab

гладкие
окрашенные,
много (1200)
морщинист.
неокрашен.,
много (1215)
гладкие
неокрашен.,
мало (309)
морщинист.
окрашен.,
мало (315)

Формирование четырех фенотипических групп проихошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.

Задачи на сцепленное наследование

Дата 17.04.2016
Размер 37,25 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • Типичная задача. Сцепление обозначено в условии.
  • Сцепление нужно определить по «косвенным» признакам (по потомству)
  • Более слож. вариант – т.к. 2 скрещивания, в одном проявляется сцепление, в другом нет
  • Элементы ответа
  • Еще усложнение — 2 скрещивания, в одном не проявляется сцепление, в другом проявляется, но еще и с нарушениями. Их нужно увидеть.
  • (сцепление и «нарушение» в первом скрещивании) Элементы ответа
  • (сцепление и «нарушение» во втором скрещивании) Элементы ответа
Задачи на сцепленное наследование

Подготовила Овсянникова Н.П.

В случае расположения генов в одной хромосоме отмечается их сцепленное наследование – явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме.

По закону сцепленного наследования Моргана от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будут образовываться с равной вероятностью (по 50%) всего по два сорта гамет. Только АВ и аb или Аb и аВ (в зависимости от того, какие аллели генов с какими являлись изначально сцепленными АВ//аb или Аb//аВ.

Итак, в задачах на сцепленное наследование надо определить какое потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, т.е. относятся к одной группе сцепления.

Причиной нарушения сцепления может служить кроссинговер – обмен генами между гомологичными хромосомами в профазе I мейотического деления. Гаметы, при образовании которых не происходило кроссинговера, называют основными или некроссоверными. Обычно их бывает довольно много. Гаметы, при образовании которых шел кроссинговер, называют рекомбинантными или кроссоверными. Их чаще всего бывает мало.

Сила сцепления между генами (частота кроссинговера) зависит от расстояния между ними: чем больше расстояние, тем слабее силы сцепления, тем чаще происходит кроссинговер.

Типичная задача. Сцепление обозначено в условии.

1. Скрестили дигетерозиготные растения томатов с нормальной высотой стебля (А) и округлыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовые стебли и овальные плоды. Гены, отвечающие за нормальную высоту стебля и округлую форму плодов, полностью сцеплены. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, вероятность появления в потомстве растений с двумя рецессивными признаками при отсутствии кроссинговера

Элементы ответа:
1) генотипы родителей: АаBb (гаметы AB, ab) и ааbb (гаметы аb);

2) генотипы потомства: АаBb (нормальная высота стебля, округлые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

3) вероятность появления в потомстве растений с рецессивными признаками 50% – ааbb.

2. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Элементы ответа:
1) генотипы родителей: самка — ааbb, самец — АаBb;

2) генотипы потомства: 1 АаBb — серое тело нормальные крылья и 1 ааbb — черное тело укороченные крылья;

3) так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb, поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1:1.

Сцепление нужно определить по «косвенным» признакам (по потомству)

3. При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1:1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: АаBb (гаметы АВ, аb) и ааbb (гаметы аb);

2) генотипы и фенотипы потомства: АаBb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

3) появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Более слож. вариант – т.к. 2 скрещивания, в одном проявляется сцепление, в другом нет

4. Самок мухи дрозофилы с черным телом и укороченными крыльями скрестили с самцами с серым телом и нормальными крыльями. В первом поколении все особи были единообразными – с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании самок с черным телом и укороченными крыльями с гибридными самцами из F1 в потомстве получено 50% особей с серым телом и нормальными крыльями и 50% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.

Элементы ответа:
1) 1 скрещивание:

Р черное тело, х серое тело,

укороченные крылья нормальные крылья

F1 АаBb – серое тело, нормальными крылья;

2) 2 скрещивание:

Р черное тело, х серое тело,

укороченные крылья нормальные крылья

F2: 1 АаBb – серое тело, нормальные крылья (50%);

1 aabb – черное тело, укороченные крылья (50%),

3) гены серого тела и нормальных крыльев сцеплены, кроссинговера не происходит, поэтому во втором поколении получены только два генотипа и фенотипа

5. При скрещивании чистых линий гороха стелющегося с окрашенными цветками и гороха кустистого с белыми цветками все гибриды получились стелющиеся с окрашенными цветками. В анализирующем скрещивании полученного гибрида (стелющегося с окрашенными цветками) получили потомство: стелющегося с белыми цветками и кустистые с окрашенными цветками. Составьте схему решения задачи, определите генотипы потомков. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.

Элементы ответа:
1) 1 скрещивание:

Р стелющиеся, х кустистые,

с окрашенными цветками с белыми цветками

F1 АаBb – стелющиеся с окрашенными цветками;

2) 2 скрещивание:

Р стелющиеся, х кустистые,

с окрашенными цветками с белыми цветками

F2: Ааbb – стелющиеся с белыми цветками;

aaBb – кустистые с окрашенными цветками

3) присутствие в потомстве двух групп особей (стелющихся с белыми цветками, кустистых с окрашенными цветками) – результат сцепленного наследования аллелей а и В, А и b между собой, кроссинговера не происходит.

Еще усложнение — 2 скрещивания, в одном не проявляется сцепление, в другом проявляется, но еще и с нарушениями. Их нужно увидеть.

6. При скрещивании серой самки дрозофилы с нормальными крыльями и черного самца с редуцированными крыльями получено потомство: 40% серых особей с нормальными крыльями, 10% серых особей с редуцированными крыльями, 40% черных особей с редуцированными крыльями и 10% черных особей с нормальными крыльями. Во втором скрещивании черной самки дрозофилы с редуцированными крыльями и серого самца с нормальными крыльями получено потомство: 50% серых особей с нормальными крыльями и 50% черных особей с редуцированными крыльями. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп в первом скрещивании.

(сцепление и «нарушение» в первом скрещивании)

Элементы ответа:
1) 1 скрещивание:

серое тело, х черное тело,

нормальные крылья редуцированные крылья

G АВ, Аb, аB, аb аb

F1 АаBb – серое тело, нормальные крылья (40%);

Aabb – серое тело и редуцированные крылья (10%);

aaBb – черное тело и нормальные крылья (10%);

aabb – черное тело и редуцированные крылья (40%)

2) 2 скрещивание:

черное тело, х серое тело,

редуцированные крылья нормальные крылья

F2: АаBb – серое тело, нормальные крылья;

aabb – черное тело, редуцированные крылья

3) закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов. В первом скрещивании образование четырех фенотипических групп в разном соотношении связано с нарушением сцепления генов (кроссинговером)

7. Два высокорослых растений томата с шаровидными плодами были опылены пыльцой низкорослого растения с грушевидными плодами. В первом скрещивании все растения получились высокорослыми с шаровидными плодами; во втором скрещивании таких же форм получилось фенотипическое расщепление: 5 растений высокорослых с шаровидными плодами, 32 высокорослых с грушевидными плодами, 28 низкорослых с шаровидными плодами и 7 низкорослых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомков. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.

(сцепление и «нарушение» во втором скрещивании)

Элементы ответа:
1) 1 скрещивание:

с шаровидными плодами с грушевидными плодами

F1 АаBb – высокорослые с шаровидными плодами;

2) 2 скрещивание:

с шаровидными плодами с грушевидными плодами

G АВ, Аb, аB, аb аb

F2: 5 AaBb – высокорослых с шаровидными плодами;

32 Aabb – высокорослых с грушевидными плодами;

28 aaBb – низкорослых с шаровидными плодами;

7 aabb – низкорослых с грушевидными плодами

3) присутствие в потомстве двух групп особей (высокорослых с грушевидными плодами и низкорослых с шаровидными плодами) – примерно в равных долях — результат сцепленного наследования аллелей а и В, А и b между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами.

8. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чём основан Ваш ответ.

(сцепление и «нарушение» во втором скрещивании)

Элементы ответа:
1) 1 скрещивание:

Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные

F1 АаBb – семена гладкие, окрашенные;

2) 2 скрещивание:

Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные

G АB, Аb, аВ, аb аb

F2: AaBb – семена гладкие окрашенные (7151 растение),

aabb – семена морщинистые, неокрашенные (7327 растений),

Ааbb – семена гладкие, неокрашенные (289 растений),

aaBb – семена морщинистые, окрашенные (412 растений);

3) в F2 – закон сцепленного наследования и нарушения сцепления генов, так как большая часть особей имеет признаки родителей (7151 семена гладкие окрашенные и 7327 семена морщинистые неокрашенные), а меньшая – комбинацию признаков (гладкие, неокрашенные и морщинистые, окрашенные семена)

9. При скрещивании крольчих, имеющих сплошную окраску и короткую шерсть, с кроликами, имеющими пятнистую окраску и длинную шерсть (гены сцеплены), гибриды оказалось пятнистыми с длинной шерстью. В результате анализирующего скрещивания гибридной крольчихи из F1 было получено потомство: пятнистое с длинной шерстью, со сплошной окраской и короткой шерстью, со сплошной окраской и с длиной шерстью, пятнистое с короткой шерстью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какие законы наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп в F2.

(сцепление и «нарушение» во втором скрещивании)

Элементы ответа:
1) 1 скрещивание:

Р семена гладкие, окрашенные х морщинистые, неокрашенные

сплошная окраска пятнистая окраска

короткая шерсть длинная шерсть

F1 АаBb – пятнистая окраска, длинная шерсть;

2) анализирующее скрещивание:

Р пятнистая окраска сплошная окраска

длинная шерсть х короткая шерсть

G АB, Аb, аВ, аb аb

F2: AaBb – пятнистая окраска, длинная шерсть,

aabb – сплошная окраска, короткая шерсть,

Ааbb – пятнистая окраска, короткая шерсть,

aaBb – сплошная окраска, длинная шерсть

3) в первом скрещивании проявляется закон единообразия гибридов первого поколения; в анализирующем – закон сцепленного наследования. Появление четырех фенотипических групп обусловлено нарушением сцепления генов А и В, а и b при кроссенговере.

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, т.е. признака организма, аллельные гены которого находятся только в половых хромосомах X или Y

При изучении наследования сцепленного с полом, может изучаться и один признак, но обязательно «сидящий» в половой хромосоме.

Сцепленное наследование егэ

3 мая Ещё один вариант досрочного ЕГЭ по математике.

1 мая Повтори весь материал ЕГЭ на курсе Умскул и прибавь к результату 20 баллов.

14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если ее отец — гемофилик

F: XHXh; XHY; XhXh; XhY

Женщины не болеют гемофилией, они не жизнеспособны.

Общеизвестным является мнение, что женщины не болеют гемофилией, однако это мнение ошибочно. Такое событие крайне маловероятно, но оно может случиться с вероятностью 50 % в случае, если отец девочки страдает гемофилией, а мать является носительницей. В данном случае возникают серьезные проблемы в момент полового созревания, когда у девочек начинаются менструации. По некоторым данным, самой распространённой практикой в данном случае является хирургическая стерилизация, однако имеют место исключения. Всего в мире задокументировано порядка 60 случаев гемофилии (типа A или B) у девочек. В связи с тем, что современная медицина существенно продлевает среднюю продолжительность жизни больных гемофилией, то определенно можно сказать, что случаи гемофилии у девочек будут встречаться всё чаще.

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Сцепленное наследование

Автор статьи — Саид Лутфуллин.

После открытия законов наследственности Менделя стали замечать, что не всегда эти законы срабатывают.

Например: скрестили дигетерозиготную самку дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями с самцом с черным телом и укороченными крыльями .

Серое тело и нормальные крылья – доминантные признаки.

По законам Менделя схема скрещивания такая:

Но практический результат скрещивания отличается.

Как правило, в потомстве наблюдается расщепление 1:1,

фенотипы потомства: серое тело, нормальные крылья и черное тело, укороченные крылья .

Не срабатывает закон независимого наследования. Почему же так? Неужели законы Менделя действительно не работают? Конечно же, нет, законы природы, могут быть «нарушены», только если это позволяет другой закон (исключение из правила).

  • информацию о каждом признаке несет определенный ген;
  • гены находятся в хромосомах.

Естественно, что количество хромосом значительно меньше количества генов, поэтому в одной хромосоме закодировано несколько генов.

Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются вместе, то есть сцеплено.

А гены, находящиеся в разных хромосомах наследуются независимо,

так как при гаметогенезе хромосомы распределяются случайно, следовательно, два несцепленных гена могут попасть вместе в одну гамету гамете, а могут и нет.

Гены, находящиеся в одной хромосоме, обязательно окажутся в одной гамете.

В примере, который мы рассмотрели ранее, мы можем заметить: серое тело наследуется вместе с нормальные крыльями , а черное тело наследуется вместе с укороченными крыльями .

Гены цвета тела и длины крыльев находятся в одной хромосоме.

Самка дигетерозиготна, есть две гомологичные хромосомы:

в одной из гомологичных хромосом закодированы гены серого тела и нормальных крыльев ,

в другой — гены черного тела и укороченных крыльев

Но получается всего два вида гамет — признаки цвета тела и размера крыльев «неделимы»

Отцовская особь по этим признакам дигомозиготная:

в одной гомологичной хромосоме гены черного тела и укороченных крыльев ,

и в другой гомологичной хромосоме так же.

Все признаки, закодированные в одной хромосоме, образуют так называемую группу сцепления .

Признаки из одной группы сцепления наследуются вместе.

И как можно догадаться,

количество групп сцепления равно количеству хромосом в гаплоидном наборе.

Примеры задач

Задача 1:

Немного другое оформление: сцепленные признаки записываются на «палочках», например генотип самки из нашей задачи следует записать вот так:

  • палочки означают гомологичные хромосомы, в которых локализованы гены
  • буквы по одну сторону от палочек обозначают сцепленные друг с другом гены.

То есть запись говорит:

признаки АВ сцеплены друг с другом; признаки ab так же сцеплены друг с другом

  • положение генов в генотипе 1) называется цис-положением: AB \ ab (доминантные признаки на одной хромосоме, рецессивные на другой)
  • положение 2) называется транс-положением: Ab \ aB.

Разберем на примере:

1) В условии задачи сразу указаны все признаки, заполним таблицу:

2) Первое растение дигетерозиготно, сказано, что доминантные признаки локализованы в одной хромосоме, то есть сцеплены. Причем доминантные признаки находятся на одной гомологичной хромосоме, следовательно на другой гомологичной хромосоме располагаются рецессивные признаки (цис-положение). Генотип первого растения: AB \ ab.

Получаем всего два вида гамет (так как признаки сцеплены):

3) Так как у второго растения проявил ись рецессивные признаки, делаем вывод, что оно дигомозиготно. И его генотип: ab\ab. Образуется только один сорт гамет: ab.

4) Наконец, составим схему скрещивания:

И ответим на последний вопрос задачи — про закон:

проявляется закон сцепленного наследования, он гласит: гены, локализованные в одной хромосоме образуют группу сцепления и наследуются вместе .

Но случается, что даже гены из одной группы сцепления (локализованные в одной хромосоме) наследуются раздельно, то есть «расцепляются».

Для примера, возьмем скрещивание из предыдущей задачи.

При таком же скрещивании может получиться и 4 фенотипические группы (вместо положенных 2) в потомстве, как и при независимом наследовании. Это объясняется возможностью кроссинговера между гомологичными хромосомами (тем, кто не понимает о чем речь, советую прочитать статью кроссинговер ).

Допустим если у особи признаки AB сцеплены, то при образовании гамет, если произойдет кроссинговер, есть вероятность, что участок хромосомы, в котором закодирован один из генов «перескочит» на другую гомологичную хромосому, и сцепление нарушится. На примере нашей задаче, в случае кроссинговера скрещивание будет следующим:

У дигетерозиготного растения образуется еще два сорта гамет, за счет кроссинговера. Гаметы, при образовании которых, произошел кроссинговер (в данной задаче это Ab и aB ) называются кроссоверными . Статистически процент кроссоверных гамет меньше некроссоверных.

Чем дальше друг от друга находятся гены в хромосоме, тем больше вероятность того, что сцепленные гены, будут «разлучены» при рекомбинации, происходящей во время кроссинговера.

И соответственно, чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем вероятность их разъединения.

Эта зависимость вероятности разделения генов кроссинговером и расстояния между генами оказалась настолько «удобной», что расстояние между генами измеряют в процентах вероятности их разъединения при кроссинговере. По формуле:

  • x – вероятность разъединения генов в процентах,
  • а – количество особей, образовавшихся из кроссоверных гамет, n – количество всех особей.
  • И 1% вероятности разъединения генов приняли за единицу расстояния между этими генами.

Единица эта называется морганида. Назвали единицу в честь известного генетика Томаса Моргана, который изучал это явление

1 морганида = 1% вероятности, что сцепленные гены, в результате кроссинговера, окажутся на разных гомологичных хромосомах

Статья написана по материалам сайтов: www.psihdocs.ru, bio-ege.sdamgia.ru, distant-lessons.ru.

»

Это интересно:  О судебной практике по делам о наследовании 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector