+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Решение задач на сцепленное наследование 2019 год

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике

Рассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование

Скачать:

Вложение Размер
практикум по решению задач 80 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: продолжить формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практике.

Оборудование: сборники задач по генетике, таблицы по общей биологии.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Каков хромосомный механизм определения пола?
  2. В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки?
  3. Как называются гены, находящиеся в одной хромосоме?
  4. Раскройте сущность явления наследования, сцепленного с полом?
  5. Сколько групп сцепления у мужчин и женщин?
  6. Что такое кроссинговер? Какую роль он играет в явлении сцепления генов?
  1. Решение генетических задач.

Задача № 1. Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой аутосоме. Определите вероятные фенотипы и генотипы детей от брака здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины. Кроссинговер отсутствует.

А – катаракта Р: аb АВ

а – здоровы аb аb

фенотипы в F 1 F 1 АВ аb

Ответ: 50 % детей имеют обе аномалии, 50 % детей здоровы.

Задача № 2. При скрещивании пятнистых нормальношерстных кроликов со сплошь окрашенными ангорскими крольчихами гибриды были пятнистые нормальношерстные. В потомстве от анализирующего скрещивания получено:

52 – пятнистых ангорских;

288 – сплошь окрашенных ангорских;

46 – сплошь окрашенных нормальношерстных;

314 – пятнистых нормальношерстных.

А – пятнистая шерсть Р: АВ аb

а – сплошь окрашенная шерсть аb аb

В – нормальная длина шерсти

b – ангорская шерсть

Р: ○ – сплошь окрашенная ангорская G

□ – пятнистая нормальная шерсть

Найти: расстояние между генами

окраски и длины (С)

F 1 АВ ab Ab aB

Очевидно, что шерсть нормальной длины доминирует над ангорской, а пятнистая окраска – над сплошной. Гены окраски и длины шерсти сцеплены, так как при расщеплении в анализирующем скрещивании наблюдается неравномерное соотношение фенотипических классов (в отличие от менделеевского 9 : 3: 3: 1 для F 2 в дигибридном скрещивании).

Кроссоверные классы легко определить по меньшей численности или сравнивая классы с исходными родителями. Ясно, что здесь кроссоверные кролики 52 пятнистых ангорских и 46 сплошь окрашенных нормальношерстных. Для определения относительного расстояния между генами окраски и длины шерсти нужно вычислить процент кроссоверных кроликов от всего потомства:

С = (52 + 46) : (52 + 288 + 46 + 314) х 100 % = 14 %

Задача № 3. от родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

Х D – здоровый Скрытым носителем дальтонизма может быть

Х d – дальтоник только мать, поскольку у отца ген дальтонизма

Р – нормальное зрение проявился бы фенотипически. Следовательно,

F 1 – у всех нормальное генотип матери Х D Х d , а генотип отца – Х D У.

зрение и один мальчик

Х d У Р: Х D Х d Х D У

F 1 : Х D Х D : Х D У : Х D Х d : Х d У

здор. здор. здор. дальтоник

Ответ: Р: Х D Х d , Х D У;

F 1 : 1 Х D Х D : 1 Х D У : 1 Х D Х d : 1 Х d У.

Задача № 4. Алкогольная зависимость определяется доминантным аутосомным геном (А), а потребность в курении табака – сцепленным с полом рецессивным геном (b). Курящий и пьющий мужчина женится на женщине, которая не курит и не пьет. Мужчина гетерозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна по гену табакокурения.

А. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети со склонностью к алкоголизму?

Б. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению?

В. С какой вероятностью могут родиться дети со склонностью к курению и алкоголизму одновременно?

Г. С какой вероятностью эти дети будут мальчиками?

А – алкогольная зависимость Р: ааХ В Х b АаХ b У

а – отсутствие алкогольной

Х В – отсутствие потребности

Х b – потребность в курении

Р: □ – курящий пьющий

(гетерозиготен по гену F 1 :

алкоголизма) ♂ АХ b АУ аХ b аУ

○ – без вредных привычек ♀

(гетерозиготна по гену аХ В АаХ В Х b АаХ В У ааХ В Х b ааХ В У

табакокурения) алк. алк. без вредных без вредных

не курит не курит привычек привычек

Найти: F 1 — ? аХ b АаХ b Х b АаХ b У ааХ b Х b ааХ b У

1.склонные к алкоголизму? алк.курит алк. курит курит курит

2.склонные к курению?

3.склонные к курению

4.□ – с вредными привычками?

Ответ: 50 % потомства склонна к алкоголизму;

50 % — склонны к курению;

25 % детей склонны к курению и алкоголизму;

12,5 % мальчиков с вредными привычками (и пьют и курят).

Задача № 5. Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких – 4152 особи, окрашенных морщинистых – 149, неокрашенных гладких – 152, неокрашенных морщинистых – 4163. Определите расстояние между генами?

А – гладкая поверхность Р: АВ аb

а — морщинистая аb аb

в – неокрашенные G

Р: ♀ глад.окр. х ♂ морщ.неокр.

152 – неокр.глад. F 1 : АВ ab Ab aB

4163 – неокр.морщ. аb аb ab ab

Найти: расстояние между окр.гл. неокр.морщ. неокр.гл. окр.морщ.

Всего особей получено в результате

скрещивания – 8616, из них 301 особей

являются кроссоверными. Находим

расстояние между генами окраски и формы

С = (152+149): (8616)х100% = 3,5 % или

Ответ: расстояние между генами составляет 3,5 морганиды.

Задача. Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь – дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в Х – хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа предназначена для учащихся 8 класса и направлена на отработку навыка определения поясного времени по карте Часовые пояса» и без использования карты. Представлено достаточное количество .

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр.

Презентация содержит 30 слайдов к уроку комбинированного типа для учащихся 11 класса. Она позволяет визуализировать изучаемый материал. Расчитана на каждый этап урока: от целеполагания, до рефле.

Задачи по генетике на дигибридное скрещивание и наследование сцепленное с полом. 1 и 2 варианты.

Цель: · изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с по.

Решение генетических задач. Сцепленное наследование

Урок 31. Введение в общую биологию и экологию 9 класс

Конспект урока «Решение генетических задач. Сцепленное наследование»

Задача 1. Гены B, C и D находятся в одной хромосоме. Между генами B и C кроссинговер происходит с частотой 6,5 %, между генами C и D – с частотой 3,7 %. Определить взаиморасположение генов B, C, D в хромосоме, если расстояние между генами B и D составляет 10,2 морганиды.

Решение: процент кроссинговера равен расстоянию между генами в морганидах.

Гены в хромосоме располагаются линейно. Распределим их на одной линии, в соответствии с условием задачи. Между геном B и D – 10,2 морганиды. Между B и C – 6,5 морганиды. Между C и D – 3,7 морганиды.

Задача 2. Гены А и С расположены в одной группе сцепления, расстояние между ними 4,6 морганиды. Определите, какие типы гамет и в каком процентном соотношении образуют особи генотипа АаСс.

Решение: определяем типы гамет. У организма с данным генотипом наблюдается неполное сцепление генов. Значит, он будет давать четыре типа гамет. Некроссоверные – АС и ас и кроссоверные – Ас и аС.
Определяем процентное соотношение гамет. Расстояние между генами в 4,6 морганид говорит нам о том, что вероятность кроссинговера составляет 4,6 %. Таким образом, общее количество кроссоверных гамет составит те же 4,6 %. Поскольку таких гамет у нас два типа, рассчитываем количество каждого из них. Получаем по 2,3 % Ас и аС.
Итак, всего гамет – 100%. Находим общее количество некроссоверных гамет – 95,4 %. Делим на два и получаем количество каждого типа некроссоверных гамет АС и ас – по 47,7 %.

Ответ: данный организм будет давать четыре типа гамет. По 47,7 % некроссоверных АС и ас и по 2,3 % кроссоверных Ас и аС.

Задача 3. При скрещивании самок дрозофил, дигетерозиготных по генам А и В, с рецессивными по обоим генам самцами получены следующие расщепления по фенотипу:

1. AB :Ab :aB :ab = 25 % : 25 % : 25 % : 25 %.

2. AB :Ab :aB :ab = 47 % : 3 % : 3 % : 47 %.

В каком случае наблюдается свободное комбинирование, а в каком – сцепленное наследование? Определите расстояние между генами А и В для случая сцепленного наследования. Обозначьте расположение генов в хромосомах для всех случаев.

Решение: определяем тип наследования.

Свободное комбинирование будет иметь место в первом случае, так как разные типы гамет образуются в одинаковых количествах. Это говорит нам также о том, что гены расположены в разных парах хромосом.

Во втором случае образуется разное количество типов гамет. Значит, мы имеем дело со сцепленным наследованием.

Определяем расстояние между генами.
Для этого находим общее число рекомбинантных потомков. Поскольку каждого типа таких гамет образуется по три процента, то общее количество рекомбинантных гамет составит шесть процентов. Из чего делаем вывод, что расстояние между генами А и B6 морганид и располагаются они в одной паре хромосом.

Ответ: в первом случае – свободное комбинирование генов, расположенных в разных парах хромосом, во втором – сцепленное наследование. Гены A и B расположены в одной паре хромосом на расстоянии 6 морганид.

Задача 4. У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено дигетерозиготное растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство и в каком соотношении следует ожидать от этого скрещивания?

Решение: вводим буквенные обозначения генов. Пускай А – ген, отвечающий за высокий рост стебля, а – за карликовый рост. B определяет шаровидную форму плодов, b – грушевидную форму.

Записываем генотипы родительских форм. Они нам известны из условия задачи.
Как мы знаем, дигетерозиготная по двум признакам особь будет давать четыре типа гамет в равном количестве. Но это в том случае, если гены высоты стебля и формы плода находятся в разных парах хромосом. В случае же сцепленного наследования, то есть когда эти гены находятся в одной паре хромосом, дигетерозигота будет образовывать только два типа гамет: AB и ab. Однако, в условии задачи сказано, что расстояние между генами роста и формы плода равно 20 морганидам. Это означает, что образуется 20 % кроссоверных гамет: 10 % Ab и 10 % aB.
Определяем количество некроссоверных гамет AB и ab. Общее количество гамет – 100 %. Кроссоверных – 20 %. Значит, некроссоверных – 80 %. 40 % AB и 40 % ab.

Рассчитаем количество потомков. Их будет четыре типа: высокого роста с круглыми плодами, высокого роста с грушевидными плодами, карликовых с круглыми плодами и карликовых с грушевидными плодами.
Обратите внимание – при независимом наследовании признаков мы получили бы вот такое процентное соотношение.

В нашем же случае, когда гены находятся в одной паре хромосом, это соотношение будет следующим.

Ответ: в потомстве следует ожидать 40 % особей высокого роста с круглыми плодами, 40 % карликовых с грушевидными плодами, 10 % высокого роста с грушевидными плодами и 10 % карликовых с круглыми плодами.

Однако, не всё так просто. Насколько слово «просто» применимо к задачам на сцепленное наследование.

При решении задачи мы приняли, что у одного (гетерозиготного) родителя гены A и B находились в одной хромосоме, а гены a и b – в другой. Но у этого родителя гены могли располагаться иначе. Кроссинговер мог произойти где-то в предыдущих поколениях. Тогда гены A и b были бы в одной хромосоме, а гены а и B – в другой.
В таком случае соотношения гамет были бы другими. Некроссоверных Ab и аB – по 40 %, а кроссоверных – АB и аb – по 10 %. Соответственно, изменилось бы и процентное сочетание потомков.

Задача 5. Скрещивание между гомозиготным серым длиннокрылым самцом дрозофилы и гомозиготной черной самкой с зачаточными крыльями дало в F1 гетерозиготных потомков с серым телом и длинными крыльями.

При возвратном скрещивании мух из поколения F1 с гомозиготными рецессивными по двум признакам особями были получены следующие результаты: серое тело, длинные крылья – 5 965, чёрное тело, зачаточные крылья – 944; чёрное тело, длинные крылья – 206, серое тело, зачаточные крылья – 185. Определите расстояние между генами.

Неодинаковое расщепление в потомстве при возвратном скрещивании говорит нам о том, что это сцепленное наследование.
Для того, чтобы определить расстояние между генами, нам нужно узнать процент кроссинговера. Процент кроссинговера можно найти, рассчитав процент кроссоверных гамет. Находим процент кроссоверных гамет:

Ответ: расстояние между генами составляет 17 морганид.

Задачи с решениями по генетике на сцепленное наследование генов — файл Szepl.rtf

Доступные файлы (1):

Szepl.rtf 129kb. 10.01.2009 15:26 скачать

    Смотрите также:
  • Конспект урока — Сцепленное наследование генов[ лекция ]
  • Задачи с решениями по генетике на взаимодействие генов[ лабораторная работа ]
  • Конспект урока — Сцепленное наследование генов[ лекция ]
  • Задачи с решениями по генетике на построение генетических карт[ лабораторная работа ]
  • Задачи на языке Pascal с решениями[ лабораторная работа ]
  • Контрольная по психогенетике. Неменделевская генетика[ лабораторная работа ]
  • Презентация — Дрейф генов[ реферат ]
  • Задачи с решениями по дисциплине Финансы предприятий[ документ ]
  • по лесной генетике и селекции[ лекция ]
  • Материалы к экзамену[ документ ]
  • Презентация — Генотип и фенотип. Менделевская генетика[ реферат ]
  • Примеры задач с решениями[ лабораторная работа ]

Szepl.rtf

Сцепление без кроссинговера.

У наземной улитки Cepea nemoralis цвет раковины определяется 3 аллелями одного гена. У – ген коричневого цвета, у1 – ген розового цвета, у – ген желтого цвета. Ген коричневой окраски доминирует над генами розовой и желтой окраски, ген розовой окраски доминирует над геном желтой окраски. С локусом окраски тесно сцеплены гены распределения окраски (полосатости). Ген В определяет равномерное распределение окраски, ген в1 – появление широкой темной полосы на общем фоне, ген в – появление нескольких узких полос. Ген В доминирует над генами в1 и в, ген в1 – над геном в. В 4 разных опытах скрещивали коричневых улиток с равномерной окраской с розовыми улитками с широкой полосой. Генотипы улиток были УуВв и у1ув1в. В первом варианте скрещивания получилось потомство: 2 коричневых равномерных, 1 розовая с широкой полосой и 1 желтая с узкими полосами. Во втором варианте получилось: 2 коричневых равномерных, 1 розовая с узкими полосами, 1 желтая с широкой полосой. В 2 остальных скрещиваниях получилось по 4 фенотипа в равных количествах: коричневая с широкой полосой, коричневая с узкими полосами, розовая равномерная и желтая равномерная. Определить, в каком порядке были сцеплены гены у родителей во всех 4 вариантах скрещивания.

У – ген коричневого цвета у1 – ген розового цвета у – ген желтого цвета.

В — ген равномерного распределения окраски

в1 – ген широкой темной полосы на общем фоне

в – ген нескольких узких полос.

1. РР: ♀ У В х ♂ у1 в1

F: У В У В у1 в1 у в

у в у1 в1 у в у в

к рав к рав р шир ж уз

Расщепление по генотипу: 1 : 1 : 1 : 1

Расщепление по фенотипу: 2 : 1 : 1

2. РР: ♀ У В х ♂ у1 в

F: У В У В у1 в у в1

у1 в у в1 у в у в

к рав к рав р уз ж шир

Расщепление по генотипу: 1 : 1 : 1 : 1

Расщепление по фенотипу: 2 : 1 : 1

3. РР: ♀ У в х ♂ у1 в1

F: У в У в у В у В

у1 в1 у в у1 в1 у в

к шир к уз р рав ж рав

Расщепление по генотипу: 1 : 1 : 1 : 1

Расщепление по фенотипу: 1 : 1 : 1 : 1

4. РР: ♀ У в х ♂ у1 в

F: У в У в у В у В

у1 в у в1 у1 в у в1

к уз к шир р рав ж рав

Расщепление по генотипу: 1 : 1 : 1 : 1

Расщепление по фенотипу: 1 : 1 : 1 : 1

У кур ген коротконогости доминирует над геном нормальных ног, ген черной окраски оперения – над геном белой окраски оперения. Оба признака наследуются сцепленно. От скрещивания гетерозиготного петуха с короткими ногами и черным оперением и курицы с длинными ногами и белым оперением получено 156 коротконогих черных, 136 длинноногих белых, 19 коротконогих белых и 24 длинноногих черных. Написать схему скрещивания и определить расстояние между генами.

A – ген коротких ног а – ген нормальных ног

В – ген черной окраски оперения в – ген белой окраски оперения.

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

к ч д б к б д ч

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((19 + 24)/(156 + 136 + 19 + 24)) х 100% = (43 / 335) х 100 % = 12,84 %.

S = Х = 12,84 морганид.

У кроликов гены длины и окраски шерсти наследуются сцепленно. Ген короткой шерсти доминирует над геном длинной шерсти, а ген пятнистой окраски – над геном белой окраски. При скрещивании гетерозиготных английских кроликов с короткой пятнистой шерстью с ангорскими кроликами с длинной белой шерстью получено 380 пятнистых короткошерстных, 380 белых длинношерстных, 59 пятнистых длинношерстных и 66 белых короткошерстных. Написать схему скрещивания. Определить % кроссинговера.

A – ген короткой шерсти а – ген длинной шерсти

В – ген пятнистой окраски шерсти в – ген белой окраски шерсти.

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

к п д б к б д п

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((59 + 66)/(380 + 380 + 59 + 66)) х 100% = (125 / 885) х 100 % = 14,12 %.

У дрозофилы гены серой окраски тела и красного цвета глаз доминируют над генами черной окраски тела и коричневого цвета глаз. Оба признака наследуются сцепленно. Каковы результаты скрещиваний, в каждом из которых получено по 400 потомков:

А) гетерозиготной серой самки с красными глазами с гомозиготным черным самцом с красными глазами

Б) гетерозиготной серой самки с красными глазами, в 23 % гамет которой произошел кроссинговер, с черным самцом с коричневыми глазами

В) гетерозиготной серой самки с красными глазами, в 17 % гамет которой произошел кроссинговер, с гомозиготным серым самцом с коричневыми глазами?

A – ген серой окраски тела а – ген черной окраски тела

В – ген красного цвета глаз в – ген коричневого цвета глаз

А) РР: ♀ А В х ♂ а В

Расщепление по генотипу: 1 : 1

Расщепление по фенотипу: 1 : 1

Получено по 200 серых красноглазых и черных красноглазых мух.

Б) РР: ♀ А В х ♂ а в

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

38,5 % 38,5 % 11,5 % 11,5 %

с кр ч кор с кор ч кр

х — 38,5 % х = 154 мухи

х — 11,5 % х = 46 мух

Получено по 154 серых красноглазых и черных коричневоглазых мух и по 46 серых коричневоглазых и черных красноглазых.

В) РР: ♀ А В х ♂ А в

Fа: А В а в А в а В

А в А в А в А в

41,5 % 41,5 % 8,5 % 8,5 %

с кр с кор с кор с кр

х — 41,5 % х = 166 мухи

х — 8,5 % х = 34 мухи

Получено по 200 серых красноглазых и серых коричневоглазых мух.

У дрозофилы ген серой окраски тела доминирует над геном желтой окраски тела, а ген красного цвета глаз – над геном малинового цвета глаз. Оба гена расположены в одной хромосоме. Расстояние между ними 33,8 морганид. При скрещивании гетерозиготной серой самки с красными глазами с желтым самцом с малиновыми глазами было получено 49 серых мух с малиновыми глазами, 46 желтых мух с красными глазами, 151 серая муха с красными глазами и 145 желтых мух с малиновыми глазами. Написать схему скрещивания. Определить величину интерференции.

A – ген серой окраски тела а – ген желтой окраски тела

В – ген красного цвета глаз в – ген малинового цвета глаз.

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

с кр ж м с м ж кр

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((49 + 46)/(151 + 145 + 49 + 46)) х 100% = (95 / 391) х 100 % = 24,3 %.

С = частота экспериментальных обменов / частота теоретических обменов.

С = 24,3 / 33,8 = 0,72.

У крыс ген черной окраски шерсти доминирует над геном белой окраски шерсти, а ген темного цвета глаз – над геном светлого цвета глаз. Оба признака наследуются сцепленно. Расстояние между генами 54,7 морганид. При скрещивании гетерозиготной черной самки с темными глазами с белым самцом со светлыми глазами было получено 66 черных крыс со светлыми глазами, 61 белая с темными глазами, 144 черных с темными глазами и 147 белых со светлыми глазами. Написать схему скрещивания. Определить величину интерференции.

A – ген черной окраски тела а – ген белой окраски тела

В – ген темного цвета глаз в – ген светлого цвета глаз.

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

ч т б с ч с б т

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((66 + 61)/(144 + 147 + 66 + 61)) х 100% = (127 / 418) х 100 % = 30,3 %.

С = частота экспериментальных обменов / частота теоретических обменов.

С = 30,3 / 54,7 = 0,55.

У сирени ген махровости цветков доминирует над геном нормы, а ген окрашенности семян – над геном неокрашенности. Оба гена находятся в одной хромосоме. Расстояние между ними 27,6 морганид. В результате эксперимента была получена частота кроссинговера 26 %. Написать схему скрещивания дигетерозиготного растения с гомозиготным рецессивным растением. Определить величину интерференции. Сколько получилось потомков каждого фенотипа, если общее число потомков 300?

A – ген махровости цветков а – ген простых цветков

В – ген окрашенности семян в – ген неокрашенности семян

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

м ок п н м н п ок

С = частота экспериментальных обменов / частота теоретических обменов.

С = 26 / 27,6 = 0,94.

х — 37 % х = 111 растений

х — 13 % х = 39 растений

Получено по 111 махровых окрашенных и простых неокрашенных растений и по 39 махровых неокрашенных и простых окрашенных растений сирени.

У примулы ген фиолетовой окраски цветков доминирует над геном красной окраски, а ген коротких пестиков – над геном длинных пестиков. Оба гена находятся в одной хромосоме. При скрещивании гетерозиготного фиолетового короткопестичного растения, в 9 % гамет которого прошел кроссинговер, с красным длиннопестичным растением получено 600 потомков. Сколько потомков какого фенотипа было получено?

A – ген фиолетовой окраски цветков а – ген красной окраски цветков.

В – ген коротких пестиков в – ген длинных пестиков

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

45,5 % 45,5 % 4,5 % 4,5 %

ф кор кр дл ф дл кр кор

х — 45,5 % х = 273 растения

х — 4,5 % х = 27 растений

Получено 273 фиолетовых короткопестичных растений, 273 красных длиннопестичных, 27 фиолетовых длиннопестичных и 27 красных короткопестичных растений.

У псковских коротконогих кур ген коротконогости доминирует над геном нормальных ног, а ген розовидной формы гребня — над геном листовидной формы гребня. Оба гена наследуются сцепленно. От скрещивания гетерозиготного петуха с короткими ногами и розовидным гребнем с длинноногой курицей с листовидным гребнем было получено 244 коротконогих потомка с розовидным гребнем, 262 длинноногих потомка с листовидным гребнем, 35 длинноногих с розовидным гребнем и 41 коротконогий с листовидным гребнем. Написать схему скрещивания. Определить частоту кроссинговера.

A – ген коротких ног а – ген нормальных ног

В – ген розовидной формы гребня в – ген листовидной формы гребня.

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

к р д л к л д р

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((41 + 35)/(244 + 262 + 41 + 35)) х 100% = (76 / 582) х 100 % = 13,06 %.

У мышей ген нормальной длины шерсти доминирует над геном длинной шерсти, а ген извитой шерсти – над геном прямой шерсти. В анализирующем скрещивании было получено 27 мышей с нормальной прямой шерстью, 99 с нормальной извитой, 98 с длинной прямой, 24 с длинной извитой. Написать схему скрещивания. Определить частоту кроссинговера.

A – ген нормальной шерсти а – ген длинной шерсти

В – ген извитой шерсти в – ген прямой шерсти.

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

н из д пр н пр д из

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((27 + 24)/(99 + 98 + 27 + 24)) х 100% = (51 / 248) х 100 % = 20,56 %.

У кур ген золотистого оперения доминирует над геном серебристого оперения, а ген нерябого оперения – над геном рябого оперения. От скрещивания золотистых рябых кур с серебристыми нерябыми петухами получили 34 золотистых рябых, 29 серебристых нерябых, 32 золотистых нерябых и 30 серебристых рябых потомков. Полученных серебристых рябых курочек и золотистых нерябых петухов скрестили между собой. В потомстве от этого скрещивания были получены петухи и куры 4 фенотипов: 206 серебристых рябых, 382 золотистых рябых, 366 серебристых нерябых, 212 золотистых нерябых. Написать схему скрещивания, определить частоту кроссинговера.

A – ген золотистого оперения а – ген серебристого оперения

В – ген нерябого оперения в – ген рябого оперения.

1. РР: ♀ А в х ♂ а В

F: А в а В А в а в

а в а в а В а в

з р с н з н с р

2. РР: ♀ а в х ♂ А в

Fа: А в а В А В а в

а в а в а в а в

з р с н з н с р

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((212 + 206)/(212 + 206 + 382 + 366)) х 100% = (418 / 1166) х 100 % = 35,85 %.

У томатов ген высокого роста доминирует над геном карликового роста, а ген шаровидной формы плодов – над геном грушевидной формы плодов. Высокое растение томата с шаровидными плодами, скрещиваясь с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, дало в потомстве 81 высокое шаровидное, 79 карликовых грушевидных, 22 высоких грушевидных, 17 карликовых шаровидных. Другое высокое растение с шаровидными плодами, скрещиваясь с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, дало в потомстве 21 высокое грушевидное, 18 карликовых шаровидных, 5 высоких шаровидных, 4 карликовых грушевидных. Какое потомство дали бы эти высокие шаровидные растения при скрещивании друг с другом и в каком соотношении?

A – ген высокого роста а – ген карликового роста

В – ген шаровидной формы плодов в – ген грушевидной формы плодов.

1. РР: ♀ а в х ♂ А В

Fа: А В а в А в а В

а в а в а в а в

в ш к гр в гр к ш

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((22 + 17)/(22 + 17 + 81 + 79)) х 100% = (39 / 199) х 100 % = 19,6 %.

2. РР: ♀ а в х ♂ А в

Fа: А в а В А В а в

а в а в а в а в

в гр к ш в ш к гр

Х = ((а + в) / n ) х 100 %.

Х = ((5 + 4)/(5 + 4 + 21 + 18)) х 100% = (9 / 48) х 100 % = 18,75 %.

3. РР: ♀ А В х ♂ А в

80,4 % (по 40,2 %) 81,25 % (по 40,625 %)

19,6 % (по 9,8 %) 18,75 % ( по 9,375 %)

F2: А В А В А В А В

А в а В А В а в

в ш в ш в ш в ш

16,33 % 16,33 % 3,77 % 3,77 %

а в а в а в а в

А в а В А В а в

в гр к ш в ш к гр

16,33 % 16,33 % 3,77 % 3,77 %

А в А в А в А в

А в а В А В а в

в гр в ш в ш в гр

3,98 % 3,98 % 0,92 % 0,92 %

а В а В а В а В

А в а В А В а в

в ш к ш в ш к ш

3,98 % 3,98 % 0,92 % 0,92 %

Высокие шаровидные – (16,33 % + 16,33 % + 3,77 % + 3,77 % + 3,77 % + 3,98 % + 0,92 % + 3,98 % + 0,92 % ) = 53,77 %.

Карликовые грушевидные – 3,77 %.

Высокие грушевидные – (16,33 % + 3,98 % + 0,92 %) = 21,23 %.

Карликовые шаровидные – (16,33 % + 3,98 % + 0,92 %) = 21,23 %.

Гаметы одного из родителей Ав, другого – аВ. Какие гаметы образует возникший гибрид и в каком соотношении, если данные гены сцеплены и находятся на расстоянии 10 морганид?

1. РР: ♀ А в х ♂ а В

Гибрид образует некроссоверные гаметы Ав и аВ, а также кроссоверные гаметы АВ и ав.

АВ + ав = 10 % Ав + аВ = 90 %.

Таким образом, соотношение гамет следующее: АВ и ав по 5 %, Ав и аВ – по 45 %.

Если гены А и В сцеплены, и частота кроссинговера между ними составляет 20 %, то каково будет соотношение генотипов во втором поколении при скрещивании Ав / Ав х аВ / аВ.

Статья написана по материалам сайтов: videouroki.net, gendocs.ru.

»

Это интересно:  Право наследования без завещания в россии 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector