+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Наука о наследовании и изменчивости 2019 год

  1. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства живых организмов.
  2. История развития и современные успехи генетической науки.

1. Жизнь как особое явление характеризуется продолжительно­стью существования во времени (на Земле она возникла более 3,5 млрд. лет назад), что обеспечивается преемственностью поколений живых систем. Непре­рывность существования и историческое развитие живой природы обусловлены двумя фундаментальными свойствами жизни: наслед­ственностью и изменчивостью.

На клеточном и организменном (онтогенетическом) уровнях органи­зации живого под наследственностью понимают свойство клеток или организмов в процессе самовоспроизведения передавать новому поколению способность к определенному типу обмена веществ и индивидуального развития, в ходе которого у них формируются общие признаки и свойства данного типа клеток и вида организмов, а также некоторые индивидуальные особенности родителей; На популяционно-видовом уровне организации жизни наследствен­ность проявляется в поддержании постоянного соотношения раз­личных генетических форм в ряду поколений организмов данной популяции (вида). На биоценотическом уровне продолжительное существование биоценоза обеспечивается сохранением определен­ных соотношений видов организмов, образующих этот биоценоз.

В ходе возникновения и развития жизни на Земле наследствен­ность играла решающую роль, так как закрепляла в ряду поколений биологически полезные эволюционные приобретения, обеспечивая определенный консерватизм организации живых систем. Наследст­венность является одним из главных факторов эволюции.

Продолжительное существование живой природы во времени на фоне меняющихся условий было бы невозможным, если бы живые системы не обладали способностью к приобретению и сохранению некоторых изменений, полезных в новых условиях среды. Свойство живых систем приобретать изменения и сущест­вовать в различных вариантах называется изменчивостью.

Несмотря на то что по своим результатам наследственность и изменчивость разнонаправлены, в живой природе эти два фунда­ментальных свойства образуют неразрывное единство, чем дости­гается одновременно сохранение в процессе эволюции имеющихся биологически целесообразных качеств и возникновение новых, делающих возможным существование жизни в разнообразных ус­ловиях.

2. Наследственность и изменчивость как важнейшие свойства любой живой системы обеспечиваются функционированием особо­го материального субстрата. В ходе исторического развития биоло­гической науки представления о его свойствах, организации и химической природе постоянно расширяются и усложняются.

В 60-х гг. XIX в. основоположник генетики (науки о наследст­венности и изменчивости) Г. Мендель (1865) высказал первые предположения об организации наследственного материала. На основании результатов своих экспериментов на горохе он пришел к заключению, что наследственный материал дискретен, т. е. пред­ставлен отдельными наследственными задатками, отвечающими за развитие определенных признаков организмов. По утверждению Менделя, в наследственном материале организмов, размножающих­ся половым путем, развитие отдельного признака обеспечивается парой отельных задатков, пришедших с половыми клетками от обоих родителей. При образовании гамет в каждую из них попадает лишь один из пары аллельных задатков, поэтому гаметы всегда «чисты». В 1909 г. В. Иогансен назвал «наследственные задатки» Менделя генами.

80-е гг. XIX в. ознаменовались важными достижениями в обла­сти цитологии: были описаны митоз и мейоз—деление соответст­венно соматических и половых клеток, в ходе которых закономерно между дочерними клетками распределяются ядерные структурыхромосомы (В. Вольдейер, 1888). Данные о характере распределения хромосом в процессе кле­точного деления позволили в начале XX в. Т. Бовери (1902—1907) и У. Сеттону (1902—1903) сделать вывод о том, что преемственность свойств в ряду поколений клеток и организмов определяется преем­ственностью их хромосом. Хромосомы стали рассматривать как материальные носители наследственной программы.

Дальнейшая разработка хромосомной теории наследственности, объединяющей представления о наследственных задатках и хромо­сомах, была осуществлена в начале XX в. Т. Морганом и его сотрудниками. В опытах, выполненных на дрозофиле, было под­тверждено ранее высказанное предположение о роли хромосом в обеспечении наследственности. Установлено, что гены размещают­ся в хромосомах, располагаясь в них в линейном порядке. Гены каждой хромосомы образуют группу сцепления, число которых опре­деляется количеством хромосом в половых клетках. Гены одной группы сцепления наследуются, как правило, совместно. Однако в ряде случаев происходит их перекомбинация в связи с кроссинговером (см. разд. 5.3.2), частота которого зависит от расстояния между генами.

Таким образом, в хромосомной теории нашел отражение один из важнейших принципов генетики—единство дискретности и непрерывности наследственного материала.

Необходимо отметить, что также в начале XX в. были обнару­жены факты, которые доказывали наличие в клетках внехромосом-ного наследственного материала, располагающегося в различных цитоплазматических структурах и определяющего особую цитоплаз-матическую наследственность (К. Коррес, 1908).

Примерно в это же время X. де Фризом (1901) были заложены основы учения о мутационной изменчивости, связанной с внезапно возникающими изменениями в наследственных задатках или хро­мосомах, что приводит к изменениям тех или иных признаков организма. В последующие годы было обнаружено мутационное действие на хромосомы и гены рентгеновских лучей, радиационного излучения, определенных химических веществ и биологических агентов.

В результате этих исследований стало очевидным, что наследст­венность и изменчивость обусловлены функционированием одного и того же материального субстрата.

В первые десятилетия XX в. были получены данные, свидетель­ствующие в пользу зависимости состояния признаков от характера взаимодействия генов, что выходило за рамки отношений доминан­тности и рецессивности, описанных еще Менделем. Отсюда появи­лось представление о генетическом аппарате как о системе взаимо­действующих генов — генотипе, который сосредоточен в хромосом­ном наборе — кариотипе.

Изучение химического состава хромосом выявило два основных вида соединений, образующих эти структуры,— белки и нуклеиновые кислоты. В первой половине XX в. исследователями решался вопрос о химической природе субстрата наследственности и изменчивости. Первоначально высказывались предположения в пользу белков. В 1928 г. Ф. Гриффитом был поставлен опыт на пневмококках, в котором наблюдалось изменение (трансформация) некоторых на­следственных свойств одного бактериального штамма под влиянием материала, полученного из убитых клеток другого штамма. Хими­ческая природа вещества, трансформирующего наследственные свойства бактерий, была установлена лишь в 1944 г. О. Эйвери, доказавшим его принадлежность к нуклеиновым кислотам (ДНК).

Другими доказательствами участия ДНК в обеспечении наслед­ственности и изменчивости являются: 1) постоянство содержания ДНК во всех типах соматических клеток организма; 2) соответствие содержания ДНК плоидности клеток (в соматических клетках ее вдвое больше, чем в половых, в Полиплоидных клетках оно соот­ветствует количеству наборов хромосом); 3) явление генетической рекомбинации у бактерий при их конъюгации, в ходе которой осуществляется проникновение части ДНК из одной клетки в другую и изменение свойств последней; 4) изменение наследствен­ных свойств бактериальных клеток путем переноса ДНК от одного штамма к другому с помощью ДНК-фага —явление трансдукции; 5) инфицирующая активность изолированной нуклеиновой кислоты вирусов.

Важным результатом целенаправленного изучения нуклеиновых кислот было создание Дж. Уотсоном и Ф. Криком (1953) простран­ственной модели молекулы ДНК.

Во второй половине XX в. усилия ученых направлены на изуче­ние свойств нуклеиновых кислот, составляющих основу их генети­ческих функций, способов записи и считывания наследственной информации, характера и структуры генетического кода, механиз­мов регуляции активности генов в процессе формирования отдель­ных признаков и фенотипа в целом. В 60-х гг. работами М. Ниренберга, С. Очоа, X. Кораны и других была произведена полная расшифровка генетического кода, установлено соответствие три­плетов нуклеотидов в молекуле нуклеиновых кислот определенным аминокислотам. В 70-х гг. стали активно разрабатываться методы генной инженерии, позволяющие целенаправленно изменять на­следственные свойства живых организмов.

Это интересно:  Брачный договор наследование после смерти одного 2019 год

Содержание

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Разделы: Биология

Цели и задачи урока:

  • Обучающая:
    Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки. Научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.
  • Развивающая:
    развивать умение выделять главное; развивать умение учащихся оперировать понятиями и генетической символикой развивать логическое мышление учащихся
  • Воспитательная:
    Сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей. Продолжить формирование логического мышления; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Оборудование: Презентация, дидактические пособия по теме Митоз. Мейоз, Гибридологический метод. Портрет Г. Менделя, карточки с понятиями.

I. Организационный момент.

II. Мотивационное начало урока.

Сегодня мы приступаем к изучению дольно сложной на первый взгляд науке – генетике. Нам нужно будет дать ответ на вопрос —

может ли генетика быть сердцевиной любой биологической науки;

может ли быть так, что любой факт в биологии становится понятным лишь в свете ге
нетики;

III. Изучение нового материала.

Существует несколько генетических теорий:

  • Теория наследственности Г. Менделя
  • Хромосомная теория наследственности
  • Молекулярная теория гена

Каждая из генетических теорий представляет собой этап развития научной мысли, то есть каждая последующая теория расширяет и дополняет предыдущую, включая ее в себя как неотъемлемую часть. Мы попробуем идти от обратного. Мы будем отталкиваться от того, что уже знаем. И постепенно будем заполнять таблицу.

Ответы на вопросы первой колонки нам уже известны, подсказка во второй колонке.

Вопрос в третьей колонке поможет перейти к новому знанию, понятию – в четвертой колонке.

Знаем Новое
Молекулярная теория гена – хромосома (ДНК) – ген – и-РНК – белок
1 2 3 4
Генетика – наука о наследственности и изменчивости
Что такое репликация, транскрипция и трансляция.
  • ген участок
  • молекулы ДНК,
  • генетический
  • код;
  • биосинтез белка.
Как связать эту формулу с передачей наследственных факторов? Есть дифференциация клеток, а как вы думаете, может ли быть дифференциальная активность генов?

Митоз, мейоз, индивидуальное развитие

1 2 3 4
В чем биологический смысл митоза и мейоза?
  • Гомологичные хромосомы,
  • хроматиды,
  • редукционное деление,
  • оплодотворение
Как происходит реализация наследственной информации в онтогенезе? Хромосома (ДНК) – ген – и-РНК – белок.

Как связан с белком признак?

Вывод: ген участок хромосомы и несет в себе информацию о белке, который проявляется через признак. Приведите примеры, (ферменты амилаза и мальтаза участвуют в расщеплении углеводов и выделяются слюнными железами или железами стенок кишечника).

Теперь перейдем к хромосомной теории и связанных с нею законов генетики.

Знаем Новое
Хромосомная теория наследственности
1 2 3 4
Наследственные особенности организма определяются генами, расположенным и в хромосомах. Каждый ген представлен в клетке дважды – в двух гомологичных хромосомах.

Ген – участок молекулы ДНК, локализованный в определенном месте и кодирующий одну полипептидную цепь (а также молекулу тРНК или рРНК). Гены, paсположенные в одной хромосоме, наследуются вместе(сцепленно)

Сцепление генов, находящихся в одной хромосоме, может нарушаться в результате кроссинговера в процессе

мейоза

Чтобы понять язык генетики, надо хорошо понимать, что обозначают генетические понятия: доминантный ген, рецессивный ген, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип, гамета, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, гибриды, скрещивание, первое поколение, второе поколение, родительские формы и как все это записывается генетическим языком. Можно увидеть проявление записей на рисунках.


Рис. 1

Дигибридное скрещивание гороха

Рис. 2

Вопрос Какие закономерности раскрываются при поиске ответа
Взаимодействуют ли между собой аллельные гены (А и а, В и в)? Взаимодействие аллельных генов:

– полное доминирование;
– неполное доминирование;
– кодоминирование.

Взаимодействуют ли между собой неаллельные гены (А и а, В и в)? Независимое наследование
Как наследуются гены, лежащие в одной хромосоме (А и В, а и в)? Закон сцепленного наследования генов Т Моргана
Взаимодействуют ли между собой неаллельные гены (А и В, В и С, А и С, и т. д.)? Взаимодействие неаллельных генов:

– комплементарное взаимодействие;
– эпистаз;
– полимерия.

Как определяется пол организма? Одинаково ли наследуются гены, лежащие в половых хромосомах и аутосомах? Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом
Название теории Время появления Основные положения
1 2 3
1. Теория наследственности Г.Менделя 60-е годы XIX века Принцип дискретной природы наследственностиЗаконы Менделя:

– закон единообразия первого поколения;
– закон расщепления;
– закон независимого наследования. Гипотеза частоты гамет

Подведем итог. В центре изучения генетики находится понятие гена.

Вот мы и подошли определению науки, которая занимается изучением гена – генетики.

Генетика (от греч. уемцтсос, – происходящий от кого-то) – наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин— молекулярную генетику, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии. Название предложил в 1906 году У.Бетсон

Сообщение учащегося о Грегоре Менделе и его опытах.

Генетика – достаточно молодая наука. Основоположником ее является австрийский (чешский) естествоиспытатель Грегор Мендель (1822 – 1884). В 1865 г. на заседании общества любителей естествознания в городе Брно (Чехия) Г.Мендель рассмотрел механизм сохранения приспособительных признаков вида в ряду поколений. В 1866 г. он опубликовал свой труд “Опыты над растительными гибридами”, но эта публикация не привлекла внимания современников.

Весной 1900 г. три ботаника: Г.Де Фриз в Голландии, К.Чермак в Австрии и К.Корренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто “переоткрыли” закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 г. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 г.

Учение Грегора Менделя, говорит Вавилов, открывает путь к “планомерному вмешательству человека в творчество природы”, дает “руководящие правила к изменению форм”, делает тонкое и сложное искусство гениальных одиночек доступным каждому грамотному селекционеру.

Тесно связаны с генетикой 2 понятия – наследственность и изменчивость.

Наследственность – это способность организма передавать свои признаки, особенности развития следующим поколениям.

Элементарной единицей наследственности являются гены, расположенные в хромосомах. Передача признаков по наследству осуществляется в процессе размножения.

Изменчивость – свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Совокупность всех наследственных признаков организма (генов) называется генотипом.

X – знак скрещивания;

Р – родительская особь;

F1 – гибриды первого поколения;

F2 — гибриды второго поколения;

Смогли ли мы дать ответы па вопросы, поставленные вначале урока:

  • может ли генетика быть сердцевиной любой биологической науки;
  • может ли быть так, что любой факт в биологии становится понятным лишь в свете генетики. Если этого не произошло, то мы сможем ответить на них на последующих уроках.
  1. Выучить терминологию и генетическую символику.
  2. “Общая биология. 10-11 класс. Д.К.Беляев. § 26.
  3. Ответить на вопросы:
    А) Какие особенности растений гороха позволили Г.Менделю отнести организмы, взятые им для гибридизации, к чистым линиям?
    Б) В чем сущность гибридологического метода, разработанного Г.Менделем?

Итоги урока. Оценки за урок (Спасибо!).

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики

Вопрос 1. Дайте определения понятий “наследственность” и “изменчивость”.

Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. Она обеспечивает материальную и функциональную преемственность поколений, является причиной того, что новое поколение похоже на предыдущее. В основе наследования признаков лежит передача потомству генетического материала.

Изменчивость – это способность живых организмов существовать в различных формах, т. е. приобретать в процессе индивидуального развития признаки, отличные от качеств других особей того же вида, в том числе и своих родителей. Изменчивость может определяться особенностями генов особи, их сочетанием и т. п., а может – взаимодействием особи и окружающей среды. В последнем случае даже генетически одинаковые организмы способны приобретать в процессе онтогенеза разные признаки и свойства.

Вопрос 2. Кто впервые открыл закономерности наследования признаков?

Вопрос 3. На каких растениях проводил опыты Г. Мендель?

Мендель проводил опыты на разных сортах посевного гороха. Для своих экспериментов он использовал 22 сорта гороха, отличающихся по семи признакам. Всего за время исследований он изучил более десяти тысяч растений.

Вопрос 4. Благодаря каким особенностям организации работы Г Менделю удалось открыть законы наследования признаков?

Грегору Менделю удалось открыть законы наследования признаков благодаря следующим особенностям своей работы:

    Экспериментальным растением являлся горох – неприхотливое растение, обладающее большой плодовитостью и дающее несколько урожаев в год; Горох является самоопыляющимся растением, что позволяет избегать случайного попадания посторонней пыльцы. Мендель во время экспериментов по перекрестному опылению удалял тычинки и кисточкой переносил пыльцу одного родительского растения на пестик другого; Мендель исследовал качественные, четко различимые признаки, каждый из которых контролировался одним геном; При обработке данных ученый вел строгий количественный учет всех растений и семян.

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещиваниеВопрос 1. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов? Г. Мендель разработал методику проведения опытов над растительными гибридами. Суть этой методики сводилась к.

Биография Грегора МенделяГрегор Иоганн Мендель – биолог, ботаник, открывший законы наследственности. Родился Иоганн Мендель 20 июля 1882 года в небольшом селе Хейнцендорф Австрийской империи в семье крестьян.

Сущность жизни и свойства живогоВопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия “жизнь”? Точное определение понятия “жизнь” дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих.

Изменчивость: наследственная и ненаследственнаяВопрос 1. Какие виды изменчивости вам известны? Существует два основных вида изменчивости – ненаследственная и наследственная. Ненаследственная изменчивость – это процесс появления новых признаков под.

Закономерности наследования. Дигибридное скрещиваниеВопрос 1. Какое скрещивание называется дигибридном? Дигибридное скрещивание – это тип скрещивания, при котором прослеживают наследование двух пар альтернативных признаков. Вопрос 2. Сформулируйте закон независимого.

Селекция: основные методы и достиженияВопрос 1. Что такое селекция? Селекция – это наука о создании новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов. Одновременно селекцией называют.

Проблема истории в художественном мире А. С. ПушкинаПушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Безличные предложения среди других типов простого предложенияМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА специальность 021700 – “Филология” Абакан, 2001 ВВЕДЕНИЕ.

Хромосомная теория наследственностиВопрос 1. Что такое сцепленное наследование? Сцепленное наследование – это совместное наследование генов, находящихся в одной хромосоме. Например, у душистого горошка гены, определяющие окраску цветков.

Уровни немецкого языкаВ немецком языке существует несколько ступеней знаний немецкого языка, говорящие о том, на каком уровне им владеет человек. Как Вам уже наверное известно, данные уровни.

Эволюционная теория Ж. Б. ЛамаркаВопрос 1. Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории. Ж. Б. Ламарк создал первую целостную эволюционную теорию. Он.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещиваниеВопрос 1. Какое скрещивание называют Моногибридным? Моногибридное скрещивание – тип скрещивания, при котором родительские особи отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку, т. е.

Изменчивость организмовВопрос 1. Что такое изменчивость организмов? Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Изменчивость затрагивает все свойства.

М. Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Воздействие алкоголя, табака, наркотиков и т. д. на организм человекаВопрос 1. Алкоголь, растворяясь в крови, оказывает разрушительное влияние на внутренние органы. Из перечисленных ниже ответов выберите те, которые характеризуют это влияние: А) нарушение защитной.

Рецессивные признаки в науке о наследственности и изменчивости

В будущем организме наследственная информация формируется парой генов, полученной от обоих родителей. В организме ребенка закладываются признаки каждого из них. Это обусловлено существованием двух типов наследственных генов (задатков) — сильных (доминантных) и слабых (рецессивных) признаков.

Просто о сложном

В основе передачи наследственных свойств всего живого (человека, животных и растений) заложены законы наследования Грегора Менделя, построенные на применении методов скрещивания и исследовании потомства. Их открытие позволило сформулировать хромосомную теорию наследственности. Передача потомству характерных черт строения, метаболизма, индивидуального развития, а также состояния здоровья и предрасположенности к некоторым заболеваниям присуща всем организмам и проявляется благодаря специфическому устройству генетического аппарата.

Организм получает гены (наследственные задатки) от своих родителей в результате полового процесса, а при бесполом размножении — в результате исходного организма. Каждый ген в клетках тела у взрослых организмов имеет аллель (пару). При созревании гамет (половых клеток) аллели расходятся по ним таким образом, что каждая из клеток несет из пары один ген. При оплодотворении половые клетки родителей сливаются в зиготу (новую клетку). В ней для каждого признака имеется уже пара генов. В будущем организме наследственность обусловлена парой таких задатков, полученных от отца и матери, то есть в ребенке проявляются признаки каждого из родителей, что и объясняется существованием двух типов наследственных задатков. Одни из них — доминантные признаки, являющиеся господствующими, преобладающими, другие, исчезающие и подавляемые, — рецессивные признаки. Те признаки, которые определяются доминантными генами, всегда проявляются в процессе индивидуального развития каждого организма. В процессе их взаимодействия с рецессивными генами последние подавляются.

Рецессивное и доминантное наследование

Гены в организме представлены аллелями, проявление внешних признаков или каких-либо заболеваний, определяемых тем или иным геном, зависит от комбинации пары аллелей, полученных от родителей. Каждая из половых клеток «матери» и «отца» несет в себе свою информацию. Каким будет новый организм, зависит от того, как соотнесутся два этих варианта данных.

Так, о гомозиготном генотипе и его обладателе речь идет, если в паре совершенно одинаковые аллели (доминантные АА или лишь рецессивные аа), а о гетерозиготном — если они разные (и доминантный, и рецессивный — Аа). В первом случае гены контролируют формирование основных признаков, во втором — альтернативных.

Доминантные гены проявляют воздействие в обоих состояниях – и гомозиготном, и гетерозиготном, а рецессивные гены — лишь в гомозиготном состоянии и не дают каких-либо внешних проявлений у людей гетерозиготных.

Потом­ство гомозиготной особи однотипно как по фенотипу, так и генотипу, и не дает расщепления (оно имеет или только доми­нантные, или только рецессивные признаки).

Правило единообразия признаков

Правило доминирования признаков у так называемых гибридов первого поколения заключается в том, что при скрещивании двух гомозиготных организмов, у которых наблюдаются различия по одной лишь паре признаков, например, по окраске, все потомство первого поколения будет доминантным, похожим на одного из родителей.

Рецессивные признаки — это наследственные признаки, подавленно проявляющиеся у потомства первого поколения в случае скрещивания лишь двух чистых линий, в противоположность преобладающему, более развитому признаку. При этом одна из линий гомозиготная по рецессивному аллелю, а другая — по доминантному. Согласно закону расщепления, во втором поколении при моногибридном скрещивании рецессивный (слабый) признак может вновь проявиться приблизительно у 25% гибридов.

Гены человека: доминантные и рецессивные

Многие родители еще на стадии планирования беременности задумываются над тем, какова будет внешность их малыша, его характер. Заранее узнать, какие у него будут волосы, глазки, брови, характер, группа крови, достаточно трудно, но предугадать кое-что можно с большой долей вероятности. Достаточно лишь знать, что собой являют доминантные и рецессивные признаки человека и каким образом они проявляются. Они выражаются внешне (цвет волос, глаз, кожи, форма носа, лица), а также проявляются в характере, творческих способностях. формирующийся под влиянием многих поколений по линии родителей, влияет и на группу крови, здоровье.

Если не забывать о том, что рецессивные признаки человека подавляются доминантными, нетрудно догадаться, что из разных оттенков волос темный будет более сильным, господствующим. Если оба родителя блондины, то вероятность, что ребенок будет брюнетом, возрастает. Однако здесь будут больше проявляться первичные признаки, те, которые не переступают одного поколения. Доминирующие признаки с большей вероятностью передаются по наследству. Это вьющиеся волосы, густые брови, острая верхушка ушей, пухлые губы. Любые яркие особенности внешности доминируют. Рецессивными признаками чаще являются рыжие волосы, альбинизм, тонкие губы, леворукость и другие.

Предсказать характер по доминирующим или рецессивным признакам очень трудно. По наследству может передаться психотип личности (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Это больше происходит по доминирующему типу, и данные типы могут сочетаться в индивиде в различных процентных соотношениях. Стоит заметить, что в любом случае наследственные признаки характера не трудно скорректировать посредством воспитания.

То же можно сказать и о наследовании уровня интеллекта. При его развитии больше ощущается вклад среды в формирование отчетливых различий между людьми. В данном случае правильнее говорить о социальных, а не о генетических различиях.

Самым предсказуемым наследственным признаком является группа крови. Одинаковая группа у обоих партнеров предполагает аналогичную у их малыша. При взаимодействии разных групп дети могут унаследовать один из вариантов. Любая из групп крови возможна у детей, чьи родители имеют II-III группы.

«Вероятность не имеет памяти»

У человека и высших животных с хромосомным механизмом определения пола выделяют рецессивные и аутосомно-рецессивные признаки. Особенно часто подобное деление используется для признаков, которые характеризуют наследственные заболевания. Так, к аутосомно-рецессивным относятся такие заболевания, как фенилкетонурия (нарушение метаболизма аминокислот), семейная гиперхолестеринемия, некоторые формы глаукомы, карликовости и многие другие. К рецессивным заболеваниям относят свыше 800 болезней. Среди них гемофилия А, некоторые формы заболевания крови, неусвоение молочного сахара, нарушения обмена веществ и другие.

Основное отличие рецессивных наследственных заболеваний от доминантных состоит в том, что они чаще выявляются только в одном поколении у родных сестер и братьев. Вероятность проявления генетических закономерностей следует рассматривать в среднем соотношении. Передача одного из парных генов родителей своему ребенку носит случайный характер, она подобна лотерее. Так, при подбрасывании монетки нет строгой поочередности выпадения «орла» или «решки», оба варианта выпадают достаточно часто. Подобный принцип, заключающийся в том, что «вероятность не имеет памяти», наблюдается и в проявлении наследственных болезней в семьях. Генотип каждого последующего малыша не зависит от генотипа предыдущего.

Наследование сложных признаков

У человека среди его морфологических признаков указать доминантные или рецессивные признаки достаточно трудно, так как многие из них отличаются сложной полигенной природой, а их проявление зависит от неаллельных (расположенных в различных участках хромосом и кодирующих неодинаковые белки) взаимодействий генов. С биохимическими признаками все несколько проще, поскольку многие из них наследуются как более слабые, рецессивные.

К моногенным (детерминируемым одним геном) рецессивным признакам человека относят приросшие мочки ушей, невероятную способность изгибания большого пальца в поднятом состоянии, отсутствие ямочек на щеках, веснушек на лице, брахидактилию (аномальное развитие рук или ног, укорочение пальцев). Но стоит заметить, что большинство указанных признаков относят и к полигенным, поскольку степень их проявления варьируется в достаточно широких пределах и во многом зависит от состояния множества генов. Это относится и к таким признакам, как размеры тела, рост, сопротивляемость инфекциям, плодовитость.

Характер наследования взаимодействующих между собой генов может быть независимым или сцепленным. Именно он определяет, с какой частотой в каждом потомстве будут проявляться комбинации аллелей, обеспечивающих тот или иной тип взаимодействия (эпистаз, полимерия, комплементарность).

Статья написана по материалам сайтов: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai, home-task.com, 1skidka.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector