+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Изучение наследования признаков по родословной проект 2019 год

Разделы: Биология

Цели и задачи проекта:

Образовательные: создать условия для осмысления новой учебной информации

Развивающие: способствовать развитию умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы; формирование информационной компетентности.

Воспитательные: стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и учебной работе; развитие интересов и способностей учащихся; формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний; формирование уважение к своей истории своей семьи, рода, страны.

Оборудование: интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook, презентация SMART Notebook, карточки- задания (приложение 2,3), фонограмма песни Семейный альбом»

Фонограмма песни семейный альбом. (можно использовать презентацию, составленную из семейных фотографий учащихся класса)

Мы не случайно так начинаем наш урок, т.к. в дальнейшем речь пойдет о родословных, а точнее об одном из методов изучения наследственных признаков, основанном на изучении родословных.

Как называется данный метод? (презентация SMART Notebook слайд№1)

Определение темы и целей урока (презентация SMART Notebook слайд№2)

Когда-то свою родословную знали только аристократические семьи. Позже родословные пригодились науке: помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

Русский философ Павел Алексеевич Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки, он призывал к активному познанию своего рода, утверждая, что перед каждым родом стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решать.

Основателем генеалогического метода изучения наследственности человека считают немецкого историка Оттокари Лоренца, который в 1889 г. опубликовал учебник по генеалогии, в нем он рассматривал закономерности наследования различных семейных заболеваний.

Назовите, какие наследственные заболевания установлены генеалогическим методом?

Основные обозначения были предложены Юстосом, они используются без изменения до сих пор (презентация SMART Notebook слайд№3)

Целью нашего урока будет на примере родословных известных людей исследовать, как наследуются различные генетические признаки.

К наследственным заболеваниям, которые полностью сцеплены с полом и предаются по женской линии, являются гемофилия и дальтонизм.

Проанализируем наследование гемофилии на примере родословной королевы Виктории.

Родословная королевы Виктории яркий пример значения родословных, с помощью которых можно проследить наследование признака.

Группа №2 получила задание построить схему наследования дальтонизма на примере одной известной семьи. (приложение 2)

Дальтон очень подробно описал свой семейный дефект и свое восприятие мира, и поэтому его имя уже 200 лет известно каждому школьнику.

История сохранила для нас родословные людей, чьи имена хорошо известны с детсва. Среди них родословная А.С. Пушкина. Мы попытаемся предположить, как наследуется один из признаков в данной семье.

Группа №3 (приложение2).

Наши рассуждения всего лишь предположения, но они интересны для нас, с точки зрения применения знаний о наследовании признаков.

Данное заболевание было открыто так же с помощью генеалогического метода.

Т.о брахилодактилия наследуется по аутосомно-доминантному признаку.

Головной мозг И.С, Тургенева весил 2012 гр. (средний вес 1375гр). Эта загадка мучит исследователей много лет. Возможно, большой вес мозга застраховал писателя от эпилепсии, к которой был генетически предрасположен.

Группа №5 (приложение2).

Вероятно отбор в семье Тургеневых — Лутовиновых шел в сторону увеличения массы мозга, что и позволило проявиться такому феномену как Иван Сергеевич. Следует отметить, что Тургенев был одним из самых здоровых людей своего времени. А его странности есть как раз последствия его здоровья, т.к. у него всего от природы было в избытке.

Подведение итогов.

Задание на выбор

Каждая группа выбирает тему индивидуального задания (нельзя выбирать свою тему)

(приложение 3, презентация SMART Notebook слайд № 4,5,6)

Домашние задание.

Дав чувства дивно близки нам
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самосознанье человека,
Залог величия его.

Определите домашнее задание исходя из темы урока и стихотворения А.С. Пушкина

(построить родословную семьи и проследить наследование аутосомного признака)

В 2003 году эта программа закончена. На предложенном участке хромосомы определите, какой ген работал у вас на уроке. ( презентация SMART Notebook слайд №7)

Презентация — Генеалогический метод в генетике человека

Текст этой презентации

Генеалогический метод в генетике человека

Цели и задачи исследования
Познакомиться с методами изучения генетики человека; Узнать об особенностях генеалогического метода; Выяснить значение генеалогического метода для изучения наследственности человека.

Гипотеза исследования
Гипотеза исследования
Так как гибридологический метод не применим при изучении генетики человека, по социальным и нравственным причинам, то генетикам приходится использовать генеалогический метод, который дает не менее достоверные результаты.

Кем и когда был введен в науку?
Кем и когда был введен в науку?

Сущность генеалогического метода
Сущность генеалогического метода

Символы, используемые при составлении родословной

Определение типа и характера наследования признака Прогноз появления признака в потомстве. Использование в медико-генетическом консультировании
Возможности метода и области его применения

Признаки аутосомно-доминантного наследования
признак в каждом поколении у детей и родителей одинаковый признак признак в равной степени проявляется у мужчин и женщин наследование по вертикали и горизонтали вероятность наследования 100%, 75%, 50% полидактилия, веснушки, курчавые волосы, карие глаза

Аутосомно- доминантный тип наследования
Веснушки
Раннее облысение
Синдактилия

Признаки аутосомно-рецессивного наследования
признак не в каждом поколении у родителей признак отсутствует, а у детей проявляется признак в равной степени проявляется у мужчин и у женщин наследование по горизонтали вероятность наследования 25%, 50%, 100% фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, голубые глаза, леворукость

Аутосомно- рецессивный тип наследования
Альбинизм- отсутствие пигментов

Признаки наследования, сцепленного с полом
Доминантный мужчина передает заболевание всем дочерям рахит, устойчивый к витамину Д Рецессивный болеют преимущественно мужчины вероятность наследования 25% от всех детей и 50% у мужчин гемофилия, дальтонизм, наследственная анемия, мышечная дистрофия

Цветовая слепота – неспособность различать красный и зелёный цвет (дальтонизм), красный и синий или синий и зелёный.
Так видят светофор:
дальтоник
человек с нормальным зрением

Голандрический тип наследования
Это наследование сцепленное с Y-хромосомой Признак встречается часто, в каждом поколении; признак встречается только у мужчин; признак передается по мужской линии: от отца к сыну.

Наследование генов, сцепленных с Y-хромосомой
Ихтиоз- заболевание кожи. Рыбья чешуя
Термин: Лицо «оборотня»
Гипертрихоз- излишняя волосатость

Сравнение результатов с гипотезой
Полученные результаты полностью подтверждают, выдвинутую нами гипотезу. Хотя человек является сложным объектом для генетических исследований,все же наследование человека подчиняется универсальным для всего органического мира законам, и его особенности можно выявить, используя генеалогический метод генетического анализа.

Это интересно:  Права наследования по закону после смерти 2019 год

Выводы и значение:
У человека имеют место различные типы наследования. Наследование признаков человека подчиняется общим генетическим закономерностям. Чтобы выявить тип наследования у человека необходим специальный метод – генеалогический метод; Генеалогический метод является основным связующим звеном между теоретической генетикой человека и применением ее достижений в медицинской практике.

Список использованной литературы и веб-сайтов:
Рувинский А.О. Общая биология-М:Просвещение,1993. Бочков Ф.П. Генетика человека. – М.: Просвещение, 1990. Спицын И.П. Практикум по генетике человека. – Тамбов,1999. http://www.biospsma.spb.ru/ http://vmede.org/

Аутосомно – доминантное наследование
Аутосомно – рецессивное наследование
Аутосомное наследование

Сцепное с полом рецессивное
Наследования, сцепленного с полом

Наследования, сцепленного с полом
Сцепленное с полом доминантное наследование
Голандрический тип наследования

Изучение наследования признаков по родословной проект

Диплом преподавателя

Диплом преподавателя

МОЁ БУДУЩЕЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ НА АНАЛИЗЕ РОДОСЛОВНОЙ ОДНОЙ СЕМЬИ

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/1/28183.

Цель работы. Составить генетическую родословную и проанализировать проявление конкретных признаков заболеваний в ряду поколений и влияние окружающей среды на их развитие.

– определить группу исследуемых признаков;

– расширить теоретические знания о характере наследования признаков;

– проследить характер проявления признаков в ряду поколений;

– проследить воздействие на течение заболевания факторов окружающей среды;

– составить генетический прогноз потомства.

Актуальность темы. Человеческие популяции несут определенный запас неблагоприятных мутаций – это является генетическим грузом человечества. Генетический груз – это насыщенность популяции рецессивными генами, снижающими приспособленность отдельных особей к среде обитания, по сравнению со всей популяцией. Эффективным методом уменьшения последствий генетического груза человеческой популяции в современных условиях является создание широкой сети медико-генетических консультаций.

Задачами медико-генетического консультирования являются:

1. Повышение генетической грамотности населения.

2. Выяснение причин увеличения заболеваемости, обусловленной генетическим грузом, и возможностей ее снижения.

3. Составление генетического прогноза рождения больного ребенка у супружеской пары.

Изучив в 10 классе тему «Генетика», я решил изучить проявление болезней в нашей семье и степень влияния их на будущие поколения.

Известно несколько тысяч собственно генетических заболеваний, которые почти на 100 % зависят от генотипа особи. Кроме того, существуют заболевания, которые зависят и от генотипа, и от среды: ишемическая болезнь, сахарный диабет, язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, многие онкологические заболевания, и заболевания психики.

Задачи медицинской генетики заключаются в своевременном выявлении носителей этих заболеваний среди родителей, выявлении больных детей и выработке рекомендаций по их лечению.

Когда я стал опрашивать родственников, то выяснилось, что по одной линии родства – преобладающими являются заболевания сердечно-сосудистой системы, по другой – желудочно-кишечного тракта. Кроме того, в семье ещё встречаются заболевания глаз. Что это – совпадение или закономерность? Возможно ли проявление болезни у последующих поколений и каково влияние внешних факторов среды на течение заболевания.

Примерно 10 % болезней человека определяются патологическими генами либо генами, обусловливающими предрасположенность к определенным болезням. Необходимо различать собственно генетические (наследственные) заболевания и заболевания с генетической предрасположенностью. Собственно генетические заболевания практически на 100 % зависят от генотипа. Обычно это моногенные заболевания, то есть связанные с дефектом одного генетического фактора. Заболевания с наследственной предрасположенностью зависят и от генотипа, и от среды. Обычно это полигенные заболевания, обусловленные сочетанием нескольких генетических дефектов. Факторами, способствующими развитию этих заболеваний, являются неправильное питание, гиподинамия, различные вредные привычки. Иначе говоря, эти болезни имеют мультифакториальную природу.

При овладении данной темы, я познакомился с методами изучения генетики человека, которых существует несколько. А именно:

• клинико-генеалогический (метод родословных),

• популяционно-статистический (изучение генетического состава популяции),

• близнецовый (изучение генетических закономерностей на близнецах),

• метод дерматоглифики и пальмоскопии (изучение генетического состава популяции),

• цитогенетический (изучение кариотипа – совокупности признаков полного набора хромосом при помощи микроскопической техники),

• молекулярно-цитогенетические: биохимические (основаны на качественных цветных химических реакциях), молекулярно-генетические методы

• и метод генетики соматических клеток.

Большинство данных методов возможны только в условиях лабораторий и при наличии соответствующей аппаратуры, и я воспользовался доступным мне методом составления родословных – клинико-генеалогическим.

Клинико-генеалогический метод – этапы обследования

Клинико-генеалогический метод был предложен в 1865 году Ф. Гальтоном, основан на прослеживании интересующего нас признака (нормального или патологического) в семье, с указанием родственных связей между отдельными членами этой семьи (составлением родословной).

Правильно составленная родословная с выявлением всех членов семьи, установлением между ними родственных связей и оценкой состояния их здоровья позволяет с достаточно высокой вероятностью установить тип наследования и возможное проявление признака у последующих поколений. Тщательный анализ клинических проявлений заболевания у больных из одной и той же семьи может быть использован при расшифровке механизмов взаимодействия генов.

Клинико-генеалогический метод лежит в основе медико-генетического консультирования и включает 3 этапа:

1 этап – клиническое обследование;

2 этап – составление родословной;

3 этап – генетический анализ родословной.

Первый этап – клиническое обследование.

При составлении родословной сбор сведений о семье начинается с человека, которого называют пробанд (обычно это больной с изучаемым заболеванием или признаком), в данном случае это я – Кухов Никита Юрьевич.

В сведениях о пробанде указывается анамнез заболевания, включающий начальные признаки и возраст их манифестации, последующее течение болезни; сведения об умственном и физическом развитии. Чем больше поколений удается проследить и чем более полно охватить членов родословной при сборе сведений, тем больше вероятность получения достоверных сведений о характере наследования изучаемого признака.

Полученные данные записываются в медико-генетическую карту. При сборе информации следует учитывать гетерогенность и варьирующую экспрессивность наследственных заболеваний. Необходимо выяснять и учитывать наличие и характер профессиональных вредностей, возраст, место жительства семьи, профессию, наличие хронических заболеваний в семье, причину смерти умерших и др. На основании изученных данных составляется анамнез (греч. – anamnesis – воспоминание).

Второй этап – составление родословной.

После сбора сведений составляется графическое изображение родословной, для этого используется система символов, предложенная в 1931 году Г. Юстом. (рис. 1).

При составлении графического изображения родословной важно соблюдать следующие правила:

Составление родословной начинают с пробанда: анамнез заболевания, включающий начальные признаки и возраст их проявления, последующее течение болезни. Братья и сестры (сибсы) располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего: указывается возраст, здоровы или больны, проведение аналогии с заболеванием пробанда в случае болезни.

Все члены родословной располагаются строго по поколениям, в один ряд.

Это интересно:  Наследование приватизированной квартиры после смерти матери 2019 год

Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз.

Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо. Благодаря такой нумерации каждый член семьи имеет свой шифр (например: I-1, I-2, II-2, II-4 и др.)

Указывается возраст членов семьи (родословной), в связи с тем, что некоторые болезни проявляются в разные периоды жизни.

Третий этап – генетический анализ родословной.

Задача генетического анализа – установление наследственного характера заболевания и типа наследования, выявление гетерозиготных носителей мутационного гена, установление генотипа пробанда и, как заключение, прогнозирование потомства.

Анализ родословной рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Установление, является ли данный признак (заболевание) наследственным.

2. Определение типа наследования признака. Далее, внизу под родословной записывается легенда (данные о состоянии здоровья родственников, причинах и возрасте смерти и др.) и указывается дата составления этого документа.

Рис. 1. Символы, используемые при составлении родословной.

Типы наследования признаков

После составления родословной, необходимо определить тип наследования признаков.

Существуют следующие типы наследования признаков:

• сцепленный с Х-хромосомой (с полом) доминантный;

• сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный;

На основании генеалогического анализа дается заключение о наследственной обусловленности признака.

Проводил сбор информации (анамнестических данных) по вышеуказанным правилам:

1. Сведения о пробанде.

2. Данны о сибсах (братьях и сестрах) и родителях пробанда.

3. Сведения о родственниках со стороны матери.

4. Сведения о родственниках со стороны отца.

Полученные данные записывал в этой последовательности в составляемую родословную. Пытался опросить как можно больше родственников. При составлении родословной, учитывал наличие и характер профессиональных и вредоносных факторов. Опрос родственников и составление карты – 05.03.2017.

Родословная семьи с наследованием заболеваний ЖКТ и её анализ

1. Сведения о пробанде – IV– 10:

22.10.1999 г.р. (17 лет), начальные признаки заболевания – язвы желудка проявились в 13 лет (в анализе отсутствуют бактерии Helicobacter pylori), язва диагностировалась на фоне нервного стресса организма. До этого диагностировались гастрит, дисбактериоз и ДЖВП в 6 лет. Общее развитие соответствует норме. Течение болезни – улучшение на фоне лечения и диеты.

2. Данные о сибсах (братьях и сестрах) и родителях пробанда:

Родители – мать – III– 10 21.11.1976 г.р. (40 лет), гастрит желудка в 35 лет.

Отец – II-I11 22.07.1973 г.р. (43 года), гастрит желудка в 30 лет, непроходимость пищевода с рождения.

IV-7 15.01.1995 г.р. (22 года), гастрит желудка в 15 лет.

IV-8 28.03.1996 г.р. (21 год), гастрит желудка в 16 лет.

Рис. 2. Родословная семьи с наследованием заболеваний ЖКТ

IV-9 17.01.2007 г.р. (10 лет), здорова.

IV-11 05.03.2017. г.р. – необходимо выяснить, как проявится наследственная предрасположенность к болезням ЖКТ, особенно к болезни язва желудка.

3. Сведения о родственниках со стороны матери:

Со стороны матери в роду проявляются заболевания ЖКТ, в ом числе и язвы желудка.

II-8 (мать матери – бабушка пробанда) – 62 года, гастрит с нулевой кислотностью, предраковое состояние на фоне гипохромной железодефицитной анемии в 30 лет, гепатит В.

II-8 (отец матери – дедушка пробанда) – 68 лет, болезнь холецистит проявилась на фоне генетической предрасположенности и неправильного питания в 17 лет.

III-10 (сибс матери – родной дядя пробанда) 17.02.1986 г. (31 год), болен язвой желудка с 21 года на фоне стресса (переезд в другой город).

III-2 (двоюродный сибс матери) – 55 лет болен – онкология ЖКТ, на фоне наследственности факторов, а также неблагоприятных факторов среды – работа более 15 лет на химическом производстве.

III-7 (двоюродная сибс матери) – умерла в возрасте 34 лет – онкология ЖКТ, на фоне наследственности факторов, а также нервного стресса организма.

III-15 (двоюродный сибс матери) – 35 лет, болен язвой желудка на фоне генетической предрасположенности и вредной привычки (курение).

II– 2 (родной дядя матери пробанда) – умер в возрасте 70 лет, болезнь холецистит проявилась на фоне генетической предрасположенности и вредной привычки (курение и алкоголь).

II-3 (родная тетка матери пробанда) – 78 лет, болезнь язва желудка проявилась в 28 лет на фоне генетической предрасположенности и стресса (гибель мужа).

II-4 (родной дядя матери пробанда) – умер в возрасте 45 лет, болезнь язва желудка проявилась в 16 лет на фоне стресса (гибель отца).

I-2 (бабушка матери – прабабушка пробанда) – умерла в возрасте 93 лет, язва желудка проявилась в 43 года на фоне стресса и недостаточного питания в годы ВОВ.

I-3 (дедушка матери пробанда – прадед пробанда) – умер в возрасте 85 лет, язва желудка проявилась в 28 лет после службы в армии на фоне неправильного питания, операция по удалению части желудка в возрасте 46 лет.

4. Сведения о родственниках со стороны отца:

Родственники со стороны отца не страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Определение коэффициента наследуемости (подверженности, предрасположенности) язвенной болезни желудка.

Пропорции идентичных генов у родственников

На основе таблицы данных генеалогической карты можно установить долю количества генов, определить коэффициента наследуемости (подверженности, предрасположенности) язвенной болезни у пробанда – IV-10:

Доля идентичных генов от дяди III-10 – 1/4,

• от тети матери II-3 – 1/8,

• от дяди матери II-4 – 1/8,

• от прабабушки I-2 – 1/8,

• от прадеда I-3 – 1/8,

• от двоюродного сибса матери III-15 – 1/32;

Доля идентичных генов=0,78132 %.

Таким образом, возникает вероятность возникновения заболевания язвы желудка у последующих поколений пробанда на78 %.

Поскольку патогенез болезни складывается из отдельных звеньев, то можно сопоставлять распределение не только членов семьи по клиническому фенотипу в целом (болезнь), но и отдельных параклинических, иммунологических и биохимических показателей. Выявленная ассоциация показателя (вредное химическое производство) с болезнью серьезно указывает на его ключевое патогенетическое значение – онкологическое заболевание ЖКТ одного из родственников пробанда.

Исходя из вышеизложенных данных, приходим к выводу, что в семье пробанда мультифакторный тип наследования по заболеваниям ЖКТ. Заболевания желудочно-кишечного тракта – язва, язвенная болезнь и гастрит – с наследственной предрасположенностью зависят и от генотипа, и от среды. Это полигенные заболевания, обусловленные сочетанием нескольких генетических дефектов.

Факторами, способствующими развитию этих заболеваний, являются неправильное питание, стресс, различные вредные привычки и работа на вредном производстве. Иначе говоря, эти болезни имеют мультифакториальную природу. Поэтому для того, чтобы свести к минимуму наследование заболеваний для последующих поколений, необходимо снизить влияние негативных факторов среды, то есть соблюдать диету, исключить вредные привычки, а также работу на вредном производстве.

Подводя итоги исследования генетических болезней и генетической предрасположенности на примере своей семьи, я хочу сказать, как важно знать свою генетическую историю для того, чтобы прогнозировать генетическую предрасположенность потомства и снизить влияние негативных факторов среды до минимума.

Это интересно:  Наследование ипотечной квартиры 2019 год

Исследовательская работа по биологии на тему Родословная моей семьи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Старотураево

Ермекеевского района Республики Башкортостан

Научно-исследовательская работа по биологии

с. Старотураево 2010

РОДОСЛОВНАЯ МОЕЙ СЕМЬИ.

Цель: познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо сво­ей семьи (шежере).

Актуальность. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень приго­дились науке — помогли установить закономерности наследова­ния многих заболеваний. Русский философ Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом сто­ит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать». Не потерял значения этот призыв и в сегодняшнее время.

1.Введение. ___________________________________________ 2-3 стр.

2.Башкирские шежере – письменные памятники. ___________ 4-5 стр.

3.Методические рекомендации по составлению родословной.__ 6 стр.

4.Символика, принятая при построении родословной.________ 7-11 стр.

5.Родословная семьи Мухаметгалеевых.____________________ 12 стр.

6.Список используемой литературы._______________________ 13 стр.

Существует несколько методов изучения генетики человека: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенети­ческий; один из самых интересных и доступных — генеалогиче­ский. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими сло­вами, генеалогический метод — это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г. Юстом в 1937 году. Известный американ­ский генетик Курт Штерн считал, что все люди на земле связаны между собой той или иной степенью родства.

«У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают. » — это написал И. С. Аксаков в то время, ко­гда при Сенате существовал целый геральдический отдел, зани­мавшийся родословными дворян, а гостиные каждого имения украшали портреты предков. История сохранила для нас несколько родословных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А. С. Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистиче­ских статьях и стихотворениях упоминал их:

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом,

-Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV , пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

Изучать родословные великих людей, наших соотечествен­ников занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлека­тельно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, ветвью какого древа являешь­ся ты и где твои корни.

Башкирские шежере – письменные памятники.

Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники, относящиеся к XVI — XIX векам, а некоторые из них — и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена пред­водителей своих родов, наряду с переч­нем имен включали сведения об исто­рических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о фактах из жизни родов и пле­мен.

С точки зрения возникновения и бытования шежере представляют собой древнее явление. Знание родо­вых шежере, поколений предков счи­талось обязательным при патриар­хально-родовых устоях. Сведения о наиболее авторитетных аксакалах, о самых значительных событиях в жизни рода передавались из поколе­ния в поколение, сохранялись в памя­ти как неписанная история рода. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шеже­ре получили свое письменное оформ­ление (самые ранние из них, возмож­но, возникли в булгарскую эпоху или чуть позднее).

Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкирских родов за сохране­ние патриархально-родовых отноше­ний и своей самостоятельности превра­тила шежере из простого родового атрибута в полифункциональный доку­мент, они становились своеобразными родовыми ярлыками. С этим связано возведение истоков некоторых шежере к Чингисхану. Башкирские шежере в какой-то мере отразили борьбу с казан­скими, сибирскими ханами и ногай­скими мурзами за землю и свободу.

После добровольного присоедине­ния башкирского народа к России и получения грамот от Ивана Грозного на земельные владения шежере в основном приобретают характер офи­циального документа.

По своему типу шежере можно раз­бить на несколько групп: генеалогиче­ская схема; генеалогическая схема с пояснительным текстом различного характера: исторические события, известные личности, миграции, осно­вания деревень, сведения социально-экономического характера и пр.; генеалогическая схема, сопровождае­мая легендарными преданиями отно­сительно происхождения того или иного рода, племени; фамильная шежере; история деревень; шежере в стихотворной форме.

Есть шежере, представляющие собой только генеалогическое древо рода и шежере с текстовым описанием основ­ных событий и личностей, которое сочетается с легендами и преданиями, подробным освещением событий. Шежере в известной степени носят энциклопедический характер: в них содержатся различные сведения по истории и быту народа в целом и отдельных родов, описание нравов обычаев, юридических и морально-этических норм.

Структура шежере следующая: они состоят из генеалогии списка имен поколений рода, подобного ветвям листьям единого ствола; перед этим списком и после него приводится опи­сание событий, вошедших в историю данного рода и составляющих текст шежере. В некоторых шежере возмож­но и отсутствии отдельного текста, в таких случаях существуют обычай вве­дения краткого

Жители села Старотураево в XVIII в были выходцами из племени елан, байлар, из рода кыр-елан, байлар. Исходя из архивных материалов по Белебеевскому уезду «Материалы о землепользовании в Белебеевском уезде — XVIII в», жителей села Старотураево называли башкирцами. Деревня тогда называлась Тураево. Она входила в состав Уфимского уезда, Казанской дороги, Байлярской волости.

Статья написана по материалам сайтов: topslide.ru, school-herald.ru, www.metod-kopilka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector