+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Наследники ломоносова 2019 год

Общество сегодня требует от Школы качественно иных результатов образовательной и воспитательной деятельности. Подходы к организации учебно-воспитательного процесса в нашей школе стали иными, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы каждого ребенка. Во внеурочных мероприятиях используется принцип событийности, который опирается на активные, интерактивные, исследовательские и проектные методы, формирует устойчивую мотивацию и делает учебно-воспитательный процесс внутренне позитивным для каждого ребенка. Он позволяет учитывать жизненные планы каждого ученика в контексте его жизнедеятельности, его ценностные ориентации, таланты и возможности.

19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова великого российского учёного и естествоиспытателя. Так же нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Ломоносова.

Как и для всего мира и России для нашей школы это Событие стало знаковым. Творческой группой школы разработано и проведено событийное мероприятие, посвящённое этой знаменательной дате.

Цель мероприятия: формирование у школьников целостного представления о деятельности великого учёного Ломоносова М.В. и его роли в науке и культуре через коллективную и творческую деятельность на основе анализа разнообразных источников информации.

  • приобщение учащихся к изучению научного наследия страны;
  • расширение знаний учащихся о выдающемся сыне Отечества;
  • создание атмосферы эпохи Просвещения и инновационной образовательной среды;
  • содействие совершенствованию гражданско-патриотического воспитания;
  • популяризация исследовательской деятельности по изучению истории науки;
  • пропаганда научных знаний;
  • выявление лучших знатоков жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Целевая группа: участники – учащиеся 5-9 классов, тьютеры – учащиеся 10–11 классов.

  • создание условий для внутреннего принятия учащимися цели и задач предстоящей деятельности;
  • создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность;
  • организация совместной деятельности учащихся и педагогов по постановке целей и задач мероприятия и выделению содержательных областей в соответствии с интересами и возможностями учащихся;
  • организация деятельности по подготовке мероприятия.
  1. Создание проекта мероприятия
  2. Определение интересов учащихся к направлениям деятельности Ломоносова М.В. Создание творческих команд. Приложение 1
  3. Организация работы тьютеров (учащиеся 10-х классов) совместно с командой педагогов. Подготовка материалов для работы в лабораториях.
  4. Подготовка к мероприятию: сценарий, костюмы, музыка, реквизит, оформление школы, организация дежурства по школе, подготовка ведущих и актёров, организация школьного пресс-центра, организация работы лабораторий, планирование совместной деятельности тьютеров и педагогов… Приложение 2
  5. Проведение торжественной общешкольной линейки (за неделю до начала мероприятия).

Основной этап: проведение мероприятия

  • создание условий для самореализации личности учащихся;
  • организация совместной деятельности учащихся, тьютеров и педагогов по изучению и презентации наследия Ломоносова М.В
  • активное включение самого ученика в самостоятельную поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
  • создание условий для самооценки на основе применения индивидуальных эталонов достижения, формирования способностей к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Сценарий «Мы наследники Ломоносова»

Торжественное открытие

Действующие лица

Действия

Слова

Примечание Ведущие Стоят у экрана. На экране текст стихотворения Звучат фанфары 1 Не гаснет размышлений пламя, 2 Прошёл уже 20 век. 1 Мы раздуваем знаний пламя. 2 Во век будь славен человек! 1 Суров и твёрд гранит науки, 2 Судьбой заброшенный объект. 1 Любовь к тебе за твои муки. 2 Во век будь славен интеллект! Ведущий Объявляет Граф его сиятельство Разумовский Кирилл Григорьевич Зал приветствует Разумовский Проходит к столу Звучат фанфары Ведущий Объявляет Его сиятельство граф Иван Иванович Шувалов Зал приветствует Шувалов Проходит к столу Звучат фанфары Ведущий Обращается к залу Прошу всех встать.

Всепресветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Елизавета Петровна! Зал встаёт Елизавета Петровна Входит, кланяется Звучат фанфары Ведущий Обращается к залу Прошу садиться Елизавета Петровна Обращается к залу 12 ноября сего года от рождества Христова земля русская и весь мир вместе с нею, и мы, вспоминаем в благоговением великого сына нашего Отечества Михаило Васильевича Ломоносова.

Рождённый в эпоху Просвещения: во времена пытливых поисков, открытий, гуманизма, просвещённых монархов и императриц, он будучи крестьянским сыном достиг невиданных высот в учёности.

Михайло Васильевич – символ российской науки!

Во имя этого великого дня я прибила к вам со своей свитой. (проходит за стол) Звучит музыка 18 века приглушенно Ведущий Слово графу Разумовскому Кириллу Григорьевичу Разумовский Встаёт Коллежский советник и профессор Михаило Васильевич сын Ломоносов, в службе Ея Императорского величества с 1731 года и был сперва в московских Спасских школах учеником, в 1738 году послан был в Германию, где обучался физике, химии и горных дел и был тамо по 1741 год, в 1742 году произведён в адъюктанты. В 1745 году по имянному Ея императорского величества Указу пожалован в профессоры, в 1751 году пожалован коллежским советником, в котором чину и поныне состоит. Шувалов Встаёт Давайте же об оном узнаем получше. Включают фильм о Ломоносове http://lomonosov300.ru/files/film2.avi Учащиеся начальных классов Показывают сценки о детстве Ломоносова Ведущий Объявляет Свет российской науки, величайший учёный Ломоносов Михаило Васильевич Звучат фанфары Ломоносов М.В. Входит, обращается к залу Премного благодарен!
Юные отроки, благодарю Вас за уважение к наукам!
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать! Звучит музыка 18 века приглушенно Елизавета Петровна Обращается к залу А пользуетесь ли вы плодами открытий Михаило Васильевича? Ломоносов М.В. Пусть докажут, матушка императрица! Сее достоверно будет известно сегодня. Разумовский Встаёт, обращается к залу Отроки сие разойтись должны по кельям учёности, а затем собравшись здесь снова принести доказательства того, что достойные они наследники Ломоносова Михайло Васильевича. За что будут каждый класс и участник награждён высочайшей императорской милостью. Ведущие Обращаются к залу Просим подойти старост Старосты получают конверт с заданием и тянут карточки с номером последовательности выступления. Звенит звонок. Учащиеся расходятся по лабораториям. Работа в лабораториях Задание в конверте «Изучить и представить наследие Ломоносова М.В. в области __________» (научная область определяется согласно лаборатории по выбору учащихся на подготовительном этапе) Список лабораторий:

ИЗО – лаборатория искусств
История – Лаборатория музы Клио
Математика – лаборатория царицы наук
География – филиал Русского Географического общества
Биология – естественнонаучная лаборатория
Химия – лаборатория химического эксперимента
Филология – лаборатория русской словесности
Физика – лаборатория физического эксперимента
Немецкий язык – лаборатория иноземного общения Деятельность в лабораториях (в течение 60 минут):

Для работы в каждой лаборатории тьюторами и педагогами приготовлены материалы о деятельности М.В. Ломоносова в каждой из областей (на подготовительном этапе).

Организуется коллективно-творческая деятельность по изучению материала и его презентации. Во время работы лабораторий в школе работает пресс-центр. Учащиеся-журналисты берут интервью у участников мероприятия, делают фотографии, обрабатывают материал и на его анализе оформляют стендовую и электронную газету.

В течение всего мероприятия идет видеосъемка. После работы в лабораториях учащиеся 5-11 классов рассаживаются в зале Действующие лица Действия Слова Примечание Ломоносов Обращается к залу – Приветствую вас отроки. Готовы ли вы доказать перед высочайшим учёным советом своё право на моё наследие?

– Начнём. Ответ зала. Елизавета Петровна Для презентации наследия приглашаются представители лаборатории…….. (согласно жеребьёвке) Каждая лаборатория в различных формах представляют наследие Ломоносова Разумовский Да, можете вы пользу Отечеству принести.

А теперь вам предстоит пройти испытание по всем областям науки.

Каждый класс получает лист бумаги и карандаш для ответов на вопросы викторины.

Вам предстоит ответить на 10 вопросов за 10 минут.

Каждый вопрос будет появляться на слайде только на 1 минуту. Отвечает весь класс, записывая ответ на лист бумаги.

Затем ответы сдаются в учёный совет. Презентация с вопросами викторины. На вопросы викторины отвечают все учащиеся 5 – 11 классов. По результатам определяется рейтинг классов Вопросы викторины составлены заранее педагогами школы от каждой области науки. Содержание вопросов было представлено в презентациях. Ломоносов Императрице Доказали ли матушка императрица отроки своё право на наследство Елизавета Петровна Доказали. За что получают достойную награду Уч. Совет Вручает сертификаты за презентацию наследия. Приложение 3 Критерии для выдачи сертификатов: мотивация, массовость, дисциплина, самостоятельность. (были объявлены заранее на линейке) Уч. Совет Вручает благодарственные письма и дубликаты Ордена Ломоносова Согласно результатам викторины. Ведущие Звучит музыка 18 века приглушенно 1 Мы наших дней науки дети, И на экране демонстрируется электронный вариант газеты 2 Мы Ломоносова сыны… 1 Мы одолеем всё на свете 2 Во благо Родины, страны 1 Не гаснет полымя науки, 2 Пришёл наш двадцать первый век, 1 Твои целуем дружно руки, 2 Во век будь славен Человек! При выходе участники мероприятия оставляют свои впечатления на стендовой газете «Хочу сказать»

  • Организация рефлексии совместной деятельности учащихся и педагогов;
  • Анализирование основных этапов мероприятия и полученных результатов.
  1. Рефлексия педагогов через организацию «круглого стола».
  2. Рефлексия учащихся через результаты работы «пресс центра» и анкетирование.
  3. Анализ этапов мероприятия творческой группой.
  4. Участие учащихся в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах посвященных юбилею М.В. Ломоносова:

НАСЛЕДНИКИ ЛОМОНОСОВА

Как крупный национальный праздник отметит Россия 250-летие Московского государственного университета. От него пошли все другие университеты страны. И ныне он по-прежнему первый и лучший наш вуз. На вопросы «Гудка» отвечает ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Союза ректоров России академик РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.

— Сегодня МГУ — это целый город! — рассказывает Виктор Антонович. — 40 тысяч студентов, 10 тысяч кандидатов и докторов наук. В мире нет другого вуза, где бы работал подобный научный потенциал. На 29 факультетах Московского университета преподают более 300 академиков. Ровно треть членов Российской академии наук за всю ее историю составляют выпускники или профессора МГУ. С 1992 года в МГУ есть и научный парк.

Московский университет сотрудничает со 180 вузами 57 стран. После распада Советского Союза мы продолжили сотрудничать с соседними теперь уже странами. В своем уставе объявили, что любой гражданин мира может стать студентом МГУ, если сдаст экзамены на общих основаниях. Так мы попытались сохранить единое образовательное пространство.

— Виктор Антонович, можно ли сказать, что в России своя система образования, моделью которой является МГУ?

— На протяжении всей истории Московского университета продолжается некая дискуссия. Борьба идет между двумя «партиями». По мнению одной, университет должен заимствовать, копировать западную систему и таким способом быстро выйти на передовые рубежи.

Я же отношусь к той партии, которая считает, что наша отечественная система образования — выдающаяся. Она доказала свои преимущества, свою жизнестойкость на протяжении столетий, является одной из лучших в мире, и, конечно, надо отстаивать наш путь в образовании. МГУ — это не просто учебный и научный центр. Это часть нашей отечественной культуры.

Образование в моем понимании -это фундаментальная университетская подготовка. Включаю сюда и крупные технические вузы. Например, транспортные — МГУПС (МИИТ) и РГУПС (РИИЖТ), которые строят обучение по университетскому принципу.

— Но как поддерживать сегодня традиции отечественного образования?

— Это невозможно лишь с помощью учебников или даже самых современных информационных технологий. Сам читаю лекции по математике и знаю, что они тогда хорошо читаются, когда ты занимаешься наукой. Вот получил результат — и на лекцию как на крыльях. Ты паришь перед студентами. И они это чувствуют. А если какой-то лектор выучил материал, а сам от науки далек, то и студенты уже по-другому его лекции воспринимают.

Одним словом, нужна полноценная университетская среда, где есть ученые, которые занимаются наукой и обучают студентов.

Печально, что сегодня наука России, и в частности университетская, испытывает немалые трудности. Наши научные школы, имеющие мировое признание, к сожалению, плохо поддерживаются финансово. Происходит — пусть не так интенсивно, как в начале 1990-х — и утечка «мозгов» за рубеж. Это тоже, конечно, наносит удар по науке, по образованию.

Если мы потеряем науку в университетах, наша отечественная система образования больше не будет уникальной, лишится того преимущества, которое всегда выгодно ее выделяло.

Кстати, в очередной раз имел возможность убедиться, сколь высоко ценят в мире нашу систему фундаментальной подготовки, когда в августе участвовал в Пекине во II Форуме ректоров ведущих китайских и зарубежных университетов.

В этой стране есть специальная программа поддержки 70 крупнейших государственных вузов. Например, Пекинский университет в соответствии с этой программой ежегодно получает от правительства сверх положенной суммы 100 миллионов долларов на приобретение научной аппаратуры и развитие своей базы. Кроме того, каждый профессор имеет 6 тысяч долларов сверх зарплаты, чтобы чувствовать себя независимым.

Цель у правительства Китая была одна: нас просили рассказать о своем опыте, дабы его могла взять на вооружение Китайская Народная Республика, где самым серьезным образом нацелены на развитие фундаментального университетского образования. Надеюсь, и мы не отступим от традиций, которые всегда вызывали уважение у зарубежных коллег.

Таким образом, моя точка зрения неизменна: будущее России — в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет.

И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества — государства. Ведь далеко не каждая семья — даже в ближайшем будущем! — может платить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких.

Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование — это стратегическая линия государства, его политика. Во всех странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.

— Как, на ваш взгляд, остановить утечку мозгов, удержать в университетских стенах молодежь?

— Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий (я говорил о них в феврале в своем докладе на заседании Совета по науке и технологиям при Президенте). Вот эти условия: иной, чем сегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможность обеспечить молодых сотрудников жильем.

В Московском университете есть программы поддержки молодежи.

Программе «100 плюс 100» уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах (есть специальная очередь, когда, кто и что), и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. По этой программе за 10 лет прошло около тысячи молодых людей, которые повысили свое служебное положение, свой статус быстро: только защитились и сразу стали профессором или доцентом. Это задержало отток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу. Считаю, что это был правильный шаг.

Есть и другая программа, по которой ста молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. 5 тысяч рублей ежемесячно — не очень большая сумма. Но эту стипендию (плюс зарплата!) молодые люди получают в течение года или двух. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.

Однако только наших усилий недостаточно. Чтобы поддержать талантливую молодежь, конечно, требуется государственная программа. Кстати, Правительство к юбилею выделило нам деньги на приобретение научного оборудования. Это позволит закупать самую современную научную аппаратуру, которая поставит нас по оснащению в один ряд с крупнейшими научными центрами мира.

— В этом учебном году МГУ принял участие в новой программе «Образование в кредит». Насколько она перспективна?

— Мне кажется, это абсолютно выгодное предложение для студентов: по условиям кредита не надо давать поручительств, не нужен имущественный или какой-либо другой залог. Начинать выплачивать кредит студент может после окончания университета, когда он устроится на работу. Таким образом, 5 лет банк оплачивает обучение студента, а студент возвращает банку деньги в течение последующих 5 лет с учетом 10 процентов годовых. Подобная кредитная программа была предложена трем университетам: СПбГУ, Плехановской академии и МГУ.

В этом году у нас была возможность взять тысячу студентов-кредитников. Речь идет о тех ребятах, которые сдавали экзамены, но не добрали балл и в результате на бесплатной основе не поступили. На сегодняшний день кредит согласились взять 200 студентов МГУ. Его размер в зависимости от факультета достигает 5 тысяч долларов в год.

Считаю, что за обучением в кредит — будущее. Думаю, уже в следующем учебном году количество абитуриентов, пожелавших взять кредит на обучение, значительно увеличится и что со временем его будут предоставлять как государственные, так и негосударственные банки.

— Чем, на ваш взгляд, руководствуются абитуриенты при поступлении в МГУ: желанием выбрать профессию по душе или прагматичным стремлением получить специальность в самом престижном вузе страны, которая гарантирует им после окончания высокооплачиваемую работу?

— У нас примерно одинаковое число естественных и гуманитарных факультетов. Среди гуманитарных наиболее популярны юридический и экономический. При поступлении на них конкурс очень высокий. Здесь, наверное, преобладает желание поступать на тот факультет, после которого легко найти хорошую работу.

Но при этом каждый год растет конкурс и на «тяжелые» факультеты: механико-математический, физический, химический, биологический.

— Но куда сейчас податься после окончания кафедры микробиологии или генетики? Это же чисто научная работа.

— Тем не менее конкурсы на эти факультеты огромные. Думаю, в основном у студентов преобладает все-таки желание получить фундаментальное образование.

Есть еще одна вдохновляющая тенденция: заметно улучшилось качество подготовки абитуриентов, причем это касается в первую очередь регионов. Больше половины наших первокурсников приехали к нам учиться из самых разных уголков России.

— Минувшим летом МГУ по-прежнему не учитывал результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ). А ведь сейчас проходит ЕГЭзация всей страны.

— Считал и считаю, что ЕГЭ у нас в России не может быть единственной формой оценки знаний. Я сторонник творческого подхода в образовании, всегда настаиваю на живом общении с поступающими. Терпимо отношусь к тому, если студент или поступающий чего-то не знает, забыл определение или формулу — это абсолютно не важно. Важно, чтобы он мог эту формулу вывести, чтобы знал, в каком она ряду.

Я приехал в МГУ, окончив сельскую школу на Украине, под Харьковом. Учитель не знал раздела «Логарифмы». И я, соответственно, тоже не знал. Меня экзаменовал известный математик. И сразу спросил про логарифм: «Батюшки, как же вы пришли на мехмат, не зная логарифм?» Была пауза не в мою пользу. А потом он говорит: «А показательную функцию вы знаете?!» — «Знаю». — «Так вот, логарифм — это функция, обратная показательной». Он спрашивал, я отвечал на любой вопрос, получил свою пятерку, стал студентом и потом академиком.

Это интересно:  Кто наследник первой очереди после смерти жены 2019 год

Поэтому-то и сам следую такому принципу, и коллег к этому призываю: надо понять талант человека, может быть, не очень быстро умеющего отвечать «да — нет», и развить этот талант.

Кстати, это миф, что ЕГЭ победно шагает по планете. В тех развитых странах, где существует такая форма экзамена, действуют одновременно и другие критерии оценки знаний. И уж точно крупнейшие университеты — Кембридж, например, Гарвард или Оксфорд — никто не лишает права самостоятельно принимать решение о зачислении того или иного абитуриента.

Вот и у нас нельзя предъявлять одинаковые формальные требования к выпускнику платного московского лицея, где преподают профессора, и к выпускнику сельской школы, где один учитель преподает и физику, и математику, и химию. Я предлагаю открыть талант сельского ученика с помощью олимпиад, конкурсов, бесед. С результатами ЕГЭ связано прежде всего финансирование: чем больше баллов получит ученик, тем больше денег он будет иметь для обучения. Я же убежден в том, что с помощью тематических олимпиад можно выявить талантливых людей и дать им возможность получить настоящее образование.

— Вы проводите предварительный отбор талантов в регионах -можно ли, исходя из этого, говорить, что Ломоносовы в России продолжают произрастать именно в глубинке?

— Несомненно. Как показывает многолетний опыт, из ребят, прошедших через международные, всероссийские, региональные интеллектуальные соревнования и добившихся там хороших результатов, вузы, в том числе и МГУ, получают самое качественное пополнение. Большинство этих ребят из глубинки.

Раньше на особых условиях к нам поступали и победители олимпиад МГУ. Теперь эту схему поступления решили упразднить, потому что она не совсем справедливая. Факультеты в апреле — мае проводят свои олимпиады. В них принимают участие в основном москвичи, которые еще до начала приемной кампании становятся наполовину студентами. Приезжают летом молодые люди, скажем, из Якутии поступать, а им говорят, что мест осталось всего ничего. Это несовершенная схема. Мы же — за совершенную. И за справедливую систему образования.

К сожалению, закон, позволяющий принимать победителей олимпиад в вуз без экзаменов, до сих пор не принят. Олимпиадное движение должно, безусловно, развиваться, но эту систему надо привести в порядок, создать для нее необходимые условия. Видимо, должен быть и независимый общественный совет, который станет тому способствовать.

— Виктор Антонович, от имени почти четверти миллиона читателей «Гудка» я поздравляю МГУ с предстоящим юбилеем. Как вы собираетесь его отмечать?

— Программа большая, и осуществляется она давно. Только в прошлом году мы провели сотни конференций, съездов, симпозиумов, связанных с юбилеем.

Написан гимн МГУ. Теперь каждое наше торжественное событие будет начинаться с его исполнения.

В декабре пройдет Общее собрание Российской академии наук и МГУ имени М.В. Ломоносова, а также съезд выпускников университета разных лет. В январе будут Ломоносовские чтения. В их рамках пройдет встреча ректоров зарубежных и российских университетов.

И наконец, в день своего рождения, 25 января, проведем в Государственном Кремлевском дворце торжественное заседание, в котором будут участвовать главы многих государств, 50 нобелевских лауреатов и около тысячи гостей из зарубежных университетов.

В дни юбилея в космос будет запущен научно-образовательный спутник — «Татьяна — Университетский», выйдут все 250 томов серии «Классический университетский учебник», завершится реконструкция зданий на Моховой, появится специальный нагрудный знак в честь 250-летия Московского университета. Наши профессора, преподаватели и молодые специалисты получат около 250 квартир на проспекте Вернадского, в Матвеевском, Давыдкове и в других местах.

Но главным подарком к юбилею будет новая фундаментальная университетская библиотека площадью 55 тысяч квадратных метров. Она сможет одновременно обслуживать до полутора тысяч читателей.

Мы планируем сделать эту библиотеку, оснащенную по последнему слову техники, общедоступной. Перед ней установлен памятник графу Шувалову — одному из учредителей Московского университета. Шувалов перед библиотекой смотрит на Ломоносова, который стоит перед главным зданием.

Это будет самая современная библиотека в России на 5 миллионов томов. Кстати, предстоящие юбилейные торжества будут проходить также и в ее актовом зале на 1300 мест.

Сюда переедет коллекция редких изданий, которые хранятся в университетском здании на Моховой. Этим раритетам нет цены, многие остались в одном-единственном экземпляре, в новом хранилище им наконец-то будет обеспечена должная сохранность.

В библиотеке разместится и Музей истории Московского университета. Но сначала его экспозиция «250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова» в течение трех месяцев будет демонстрироваться в Государственном историческом музее.

А еще мы возвращаемся к той традиции, когда при классических университетах существовали клиники. Неподалеку от библиотеки вырастет комплекс для факультета фундаментальной медицины с собственной стационарной клиникой на 300 мест. Здесь будут проводиться самые современные научные исследования. Кстати, так же как и библиотека, клиника будет служить не только университету, но и Москве.

Таким образом, университетская территория расширится, приобретет новый вид. А сразу за библиотекой будет проложена еще одна дорога к МГУ. Эту красивую аллею решено назвать Татьяниной — в честь святой Татианы, покровительницы Московского университета.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

Подкасты

Мультимедиа

Новости

Общество

Наследники Ломоносова

Сегодня российская наука страдает от утечки мозгов, коррупции и бюрократии

По крайней мере, в одном отношении знаменитый Московский государственный университет имени Ломоносова, несомненно, остается на ведущих позициях – ни одно другое высшее учебное заведение в мире не может похвастаться 240 метровым главным зданием, построенным в стиле сталинского барокко. В остальном учрежденный в 1755 году Ломоносовым университет сталкивается с обычными для российской науки проблемами – с утечкой мозгов, коррупцией и бюрократией.

В первую очередь, естественно, уезжают лучшие головы. На это указывает и анализ научных достижений. Как сообщили в начале этого года научные сотрудники Общества Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft), по крайней мере в некоторых ключевых областях российские исследователи представлены в мировом научном сообществе значительно ниже показателей среднего уровня. Московские физики в 2008 году опубликовали в общей сложности 759 статей, но только 20 из них часто цитировались. Что касается лидера списка Лондона, то большое внимание привлекли к себе 30% из числа всех написанных статей.

Тем не менее, существуют примеры позитивного развития, считает директор программ Немецкого исследовательского общества (Deutsche Forschungsgemeinschaft) и ответственный за сотрудничество с Восточной Европой Кристиан Шайх (Christian Schaich). По его мнению, российского правительство осознало необходимость направления большего количества средств на науку. «Заработная плата является проблемой, однако деньги на проведение исследований уже появились, — отмечает Шайх. – До начала экономического кризиса они даже увеличивались стремительными темпами».

Существует также программа, целью которой является возвращение ученых на родину, а также попытки начать проект, сравнимый с немецкой Инициативой превосходства (Exzellenzinitiative). Главенствующее положение Академии наук в настоящее время несколько ослаблено, и теперь больше исследований могут проводиться непосредственно в университетах и институтах. В любом случае, по мнению Шайха, российская наука лучше, чем ее репутация. Это объясняется в том числе тем, что многие ученые получают средства на проведение исследований при условии, что они будут публиковать свои результаты на русском языке. По сути, абсурдное требование. Но, тем не менее, Кристиан Шайх настроен оптимистично: «Прогресс есть».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Наследники ломоносова

Ломоносов не был набожным человеком, но по воскресеньям посещал церковь обязательно. Вместе с женой Елизаветой Андреевной, дочерью Еленой (о пятнадцати годков) и племянницей, четырнадцатилетней Матреной. Девочки, обе трещотки и хохотушки, шли с отцом торжественно, чинно, соблюдая приличия. Сам профессор вышагивал тяжело, опираясь на палку: он не первый год страдал от болезни ног. Доктора говорили – по причине чрезмерного табакокурения. С трубкой пришлось расстаться, но хвороба не отпускала.

Выстояв заутреню (под конец службы чувствовал, как гудят голени, наливаясь тяжестью), получив благословение батюшки, Михаил Васильевич неизменно подходил к иконе своего небесного покровителя – Архистратига Михаила – и просил помиловать за все прегрешения. Потаенно крестился двумя перстами (в юности уходил он к старообрядцам и с тех пор соблюдал кой-какие их правила), кланялся, прикладывался лбом и устами к святыне. Что-то бормотал.

Возвращались также пешком. Умиротворенные, вроде обновленные.

Первой в этот раз молчание прервала Елизавета Андреевна. Немка, она жила в России двадцать лет, но акцент ее сохранялся до сих пор. Ломоносов, обучаясь в Германии, полюбил дочь своей квартирной хозяйки – Лизхен, и они сошлись. А когда Лизхен понесла, то и обвенчались. Вместе с ней в Россию переехал ее брат Иоганн. Два ребенка Ломоносовых умерли в детском возрасте, только Леночка выжила, превратившись к пятнадцати годам в плотную, очень хорошо развитую для своих лет барышню.

– Фух, как шарко, – произнесла Елизавета Андреевна, отдуваясь. – Только лиш нашало июнь, а уше такая шара!

Это интересно:  Очередь наследников по закону схема 2019 год

– Да, изрядно парит, – отозвался супруг. – Видно, быть грозе. Косточки с утра ломит.

– А поехали на Финский залив? – предложила Леночка. – Там прохладнее. Ветры дуют. Погуляем, подышим воздухом.

– Да, поехали, поехали! – поддержала двоюродную сестру Матрена. – Обожаю море!

Ломоносов отрицательно помотал головой. Был он одет в высокую шляпу, наподобие цилиндра, только мягкую.

– Нет, – сказал, – в грозу на море опасно. Посидим у себя в саду возле пруда и попьем холодного квасу – вот и освежимся. А гроза начнется – убежим в дом.

– Может, и не будет грозы вовсе, – не хотела сдаваться дочка. – Что в саду сидеть? Скучно! А на море побегать можно и ракушки пособирать.

Но отец не разделил ее настроений:

– Всё бы тебе бегать да скакать. Взрослая, поди, барышня – сватаются ужо!

Обе девушки захихикали, а Елена проговорила:

– Вот дурак этот Константинов, право слово! Тоже мне, жених! Как петух ощипанный!

И они опять громко рассмеялись.

– Тише, тише, – шикнула на них мадам Ломоносова. – Не прилишно так вести себя, идуши по улис.

– Вовсе не дурак, – возразил Михаил Васильевич ровным голосом. – Человек достойный, обстоятельный, в совершенстве знает европейские языки. Просто староват для тебя. А в иной ситуации я бы согласился.

– Вот уж не хватало! – фыркнула девица. – Не пойду за него ни за что и никогда: нос крючком, а зубы торчком!

От подобного каламбура и Матрена, и Леночка вынужденно захрюкали, сдерживая хохот.

– Глупые вы, глупые, – снисходительно улыбнулся профессор. – Внешность для мужчины – не главное.

– Может, и не главное, но коль скоро кавалер не токмо умен, образован, но и сам собою пригож – это много лучше.

– Начиталась сентиментальных романов – вот и строишь в воображении воздушные замки.

– Ничего-то я не строю, дорогой папенька. Я вообще пока замуж не желаю. Мне у вас с маменькой под крылышком оченно неплохо!

– Так тому и быть, оставайся пока под крылышком.

Дома завтракали на крестьянский манер: щами да гурьевской кашей, запивая шипучим квасом. Только встали из-за стола, чтобы разойтись по своим комнатам, как явился слуга Митька и принес только что доставленный в дом конвертик, адресованный лично Ломоносову. Михаил Васильевич взял очки, водрузил на мясистый нос, оторвал облатку-заклейку и прочел внимательно. Озадаченно посмотрел на всех:

– Пишет его превосходительство генерал-поручик Бецкий Иван Иваныч: не соблаговолю ли я принять его нынче пополудни. – Не спеша засунул листок в конверт, снял очки и миролюбиво закончил: – Что ж, соблаговолю. Дайте мне перо и бумагу, отпишу согласие. – Посмотрел в сторону жены: – Ты уж распорядись, Елизавета Андреевна, чтобы тут прибрались, пыль смели да и приготовили кофей с выпечкой: надо бы попотчевать гостя.

– Мошет, што сурьезнее, Михель? – озабоченно спросила она. — Штокфиш* под соус, белое вино?

– Да, вино – пожалуй. А сурьезней не надо – он придет по делу, а не обедать. Нет, на крайней случай приготовь рыбу с пареной репой – может, и откушаем.

Дамы хлопотали по дому, а профессор со слугой Митькой приводил в порядок беседку в саду – стол и летние кресла. Приказал Митьке вычистить парадный костюм – вышитый камзол со множеством пуговиц, длинный, с рукавами, плюс жилет и штаны, брючины которых застегивались чуть ниже колена; светлые чулки выбрал самостоятельно. А пока слуга драил башмаки, Михаил Васильевич походил взад-вперед возле головных болванов с париками – надевать иль не надевать? Лето, жарко, он ведь у себя дома, а не во дворце или в Академии, – можно пренебречь; но, с другой стороны, Бецкий – генерал, секретарь ее величества и визит явно деловой, значит, надо быть в полной амуниции, так сказать. Эх, придется натягивать, черт его дери, ничего не попишешь; и к тому же Иван Иванович – человек щепетильный, светский, больше половины жизни прожил в амстердамах с парижами, может счесть за неуважение, если встретить его с непокрытой лысиной; надо надевать!

К половине первого был все готово, и хозяин при параде восседал в гостиной. Посетитель не заставил ждать себя долго, у ворот остановилась его карета, доложили, Ломоносов вышел навстречу, оба мужчины почтительно раскланялись.

Бецкий, шестидесятилетний молодцеватый господин, стройный не по годам, был в напудренном белом парике, треуголке с перьями, кружевном жабо, черном солитере вокруг шеи и камзоле « жюсокор » тончайшей работы; по сравнению с его дорогим костюмом, облачение профессора выглядело бедно и грубо. « Хорошо, что хоть парик все-таки надел », – промелькнуло у того в голове.

– Мы накрыли в саду, – объяснил Михаил Васильевич. – Вы не против, ваше превосходительство?

Генерал-поручик снисходительно улыбнулся:

– Я не против, в саду так в саду. – Снял треуголку и отдал с перчатками слуге. – И прошу вас без церемоний и реверансов, mon cher ami**, мы не на светском рауте, я хоть и лицо официальное, но заехал к вам, скорее, по-дружески, нежели по протоколу.

– Очень, очень рад, – оживился ученый. – Мне так легче будет. Я ведь в свет не вхож, протокол для меня – точно нож острый.

– Вот и Бог с ним, станем говорить по-простому.

Сели в кресла в беседке, Ломоносов представил свою жену, та с поклоном разлила по чашечкам кофе.

– А у вас тут чудесно, – осмотрелся Иван Иванович. – Райский уголок. Пруд, цветы. Можно похвалить вашего садовника.

– Полноте, какого садовника! – усмехнулся профессор. – У меня и прислуги-то в доме только три человека, на мое жалование больше не прокормим. Все цветы – женина забота. А в саду управляюсь в основном сам, делаю прививки перочинным ножичком, что привез из Германии.

– Славно, славно: тишина, покой, воздух превосходный.

– Да, что есть, то есть: при хороших погодах я работаю завсегда в беседке – обложусь, знаете ли, книгами и пишу, пишу. Сочиняется здесь отменно.

Оба выпили кофе, помолчали. Наконец, Бецкий перешел к сути своего посещения:

– Я ведь к вам, дражайший Михайло Василич, не по праздности ехал, а с приветствием от ея величества матушки императрицы.

Приподнявшись, хозяин поклонился, приложив руку к сердцу:

– Преисполнен благодарности и священного трепета.

– Да-с, конечно. Завтра в это время самодержица наша соизволят visiter votre maison et faire une entretien d’affaire***.

Явно порозовев от нахлынувших чувств, собеседник ответил:

– Счастлив и благоговею уже в сладком предвкушении. Подготовимся со всем тщанием. Но осмеливаюсь спросить вас, Иван Иваныч, до каких предметов простирается интерес ея величества? Дабы не застигнутым быть врасплох.

Бецкий не спешил с разъяснением, глядя куда-то сверх плеча Ломоносова, в темный уголок сада. Наконец, сказал:

– Интереса много – относительно трудов ваших в области наук и искусств. Не уполномочен проникать в частности . Mais le principal est une proposition importante.

– A propos de quoi?

– Des fonctions récentes, mais je ne suis pas habilité à declarer cela****.

Озадаченный ученый даже слегка вспотел и без всякого политеса машинально смахнул пальцем капельки, выступившие под носом на верхней губе. Сжалившись над ним, генерал-поручик кое-что поведал:

– В Академии наук будут перемены. Надо исправлять недочеты. И ея величество рассчитывает в том числе и на вашу помощь. Это всё, что я могу нынче сообщить.

Михаил Васильевич пафосно проговорил:

– Рад весьма. Жизнь моя благу Отечества посвящена всецело. И не пощажу сил своих для очистки Академии ото всяческой скверны.

– Вот об том и речь.

Бецкий отказался от хозяйского предложения отобедать, встал и коротко кивнул на прощанье:

– Честь имею, ваше высокородие. Значит, завтра сразу же пополудни. Будьте во всем готовы.

– Понимаем, а как же, это ведь событие государственной важности!

А когда гость ушел, Ломоносов суеверно перекрестился:

– Боже ж мой, и почет и страх. Иль о славе речь, или голова с плеч! Как моя карта ляжет.

Целый день и вечер с вызванными учениками и мастерами приводили дом, лабораторию, обсерваторию, мозаичную мастерскую, сад и берега пруда в идеальный порядок. Да и ночью было не до сна: Михаил Васильевич, сидя в кресле в спальне, запалив свечу, составлял план будущей беседы с императрицей – как бы важное что не упустить.

Статья написана по материалам сайтов: www.msu.ru, inosmi.ru, kazovski.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector