Авторские права наследников 2019 год

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Данная статья посвящена одному из проблемных вопросов наследования — наследование авторских прав. Несмотря на то, что ряд практических вопросов, возникавших при применении норм законодательства, разрешен в новой редакции ГК РФ, многие проблемы не нашли в нем отражения, при том, что формально в соответствующие статьи был внесен ряд изменений.

Ключевые слова: наследственное право, авторское право, наследование.

Изменение гражданского законодательства Российской Федерации позволило согласовать его с современным уровнем экономического развития. Однако остались нерешенными много проблем, связанных с наследованием авторских прав, даже после введения в действие части третьей ГК РФ, содержащей Раздел V «Наследственное право», и части четвертой ГК РФ. Данные проблемы обусловлены, прежде всего, спецификой наследования авторских прав.

Авторское право в порядке наследования переходит как комплекс личных неимущественных и имущественных прав автора. Переход личных неимущественных или имущественных прав по отдельности является невозможным в силу того, что эти две категории правомочий взаимосвязаны [1]. То есть, имущественные правомочия автора основаны на принадлежащих ему личных неимущественных правах. При этом особенности объекта наследования порождают особые правила перехода его к правопреемнику. Вообще, в наследственном праве установлена срочность авторского права наследников и это принято рассматривать в качестве отклонения от принципа универсального правопреемства, предусмотренного ст. 1110 ГК РФ [2].

Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 2006 года № 15 [3]при получении несколькими наследниками по закону либо по завещанию авторского права наследодателя без выделения конкретных наследуемых объектов авторского права следует иметь в виду, что в этом случае у наследников возникает аналогичный нераздельному соавторству объем правомочий в отношении наследуемых прав на совместное использование всех произведений и (или) объектов смежных прав. Права, перешедшие к наследникам, составляют неразрывное целое, и ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения [3].

Осмысление художественной или научной ценности, которую представляют авторские произведения, часто побуждает автора указывать в завещании общественные организации, публичные учреждения, призванные развивать или распространять завещанные произведения. Например, композитор С. С. Прокофьев завещал часть партитур одному из московских музыкальных музеев [4].

Некоторые авторы считают, что, являясь самостоятельным объектом гражданского, в том числе наследственного права, авторское право не является имуществом и может входить в предмет наследства лишь, если об этом имеется специальное указание в завещании [5]. При наследовании по закону этого не требуется, так как наследование осуществляется в порядке универсального правопреемства.

Существует и противоположная точка зрения относительно природы прав на результаты интеллектуальной деятельности: «в имущество необходимо включать любые объективированные, существующие независимо от человеческого сознания продукты природы и продукты деятельности (в том числе интеллектуальной), которые имеют стоимостную оценку и становятся товаром, а также имущественные права и обязанности, возникающие по поводу их» [6].

Авторское право при разделе наследства либо остается за всеми наследниками, либо за некоторыми из них, либо только одному. В этом моменте прослеживается аналогия с разделом наследства неделимых вещей. Если же раздел в натуре между наследниками невозможен, то прибегают к компенсации. Один из наследников кто получает авторское право на определенное произведение, должен компенсировать остальным при разделе прочих объектов наследства [7]. Из этого вытекает вопрос: если авторское право не подлежит разделу, то можно ли разделить наследство, в котором авторские права на отдельные произведения распределяются между наследниками? Например, один из наследников становится обладателем прав в отношении одного романа, а второй — другого. Запрета таких видов раздела в законодательстве не прослеживается. В данном случае раздел не противоречит и природе авторского права, поскольку в таких случаях наследник получает по наследству комплекс авторских правомочий — личных неимущественных и имущественных.

Было бы рационально установить соответствующие ограничения для таких случаев, потому что, часто возникает потребность в издании сборника стихотворений, циклов произведений, и совместное согласованное распоряжение авторским правом. Единственной сложностью является вопрос о том, как поступить, если отсутствуют наследники или никто из них не имеет права наследовать. В соответствии со ст. 1151 ГК РФ имущество в таком случае является выморочным и переходит в собственность Российской Федерации. Следовательно, в соответствии с законом, авторское право также переходит в собственность Российской Федерации. Но, в Гражданском кодексе отсутствует норма о том, кто получает свидетельство о праве на наследование авторского права и как дальше происходит реализация государством этого права.

Также открытым остается вопрос о том, может ли передаваться в порядке наследования уже унаследованное авторское право. Например, раньше наследники сына автора не могли наследовать авторское право, которое их отец сам приобрел в порядке наследования. В настоящий момент в практике судов возможность перехода по наследству унаследованного авторского права признается, в силу отсутствия каких-либо указаний в законе на этот счет.

Наследование авторского права после смерти автора: вступление в наследство, права правопреемников на произведение

Авторские права на различные произведения являются личным имуществом гражданина, поэтому он может передать их после своей смерти любому человеку. Они делятся на имущественные и не имущественные. В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос наследования авторского права, а также ознакомимся с основными особенностями оформления наследства на произведение юристом и правилами, касающимися данного наследования.

Кто может наследовать авторское право после смерти автора

Авторские права с точки зрения закона – это такое же имущество, как квартира, дом или автомобиль. Именно поэтому наследование происходит по таким же нормам.

Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.

Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.

Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.

Авторские права на произведения искусства и технические разработки могут быть двух видов:

  1. Личные, их ещё называют неимущественными.
  2. Исключительные, которые принято считать имущественными.

Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:

  • право на признание авторства;
  • право на имя автора;
  • разрешение на обнародование или публикацию произведения;
  • разрешение на внесение корректив в произведение.

Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.

Важно: после смерти автора никто не вправе заменить его авторство после его кончины, внести изменения в произведение.

Только имущественные права могут быть переданы по наследству. Но стоит учесть, что если автор передал права на свое произведение иному лицу, например, издательству на основании подписанного договора, то после смерти наследодателя его произведение не перейдёт по наследству к его родственникам. Все права останутся у организации или частного лица, и они смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Также именно они могут завещать эти права.

Процедура передачи авторского права по наследству

После кончины гражданина, нотариус должен обнародовать завещание, при условии, что таковое имелось. Там будут прописаны все условия передачи наследникам в собственность всего имущество, которое было у автора, в том числе права на произведения. Если завещание не было составлено, согласно Гражданскому кодексу все перейдёт к законным наследникам, а именно к родственникам. Если родственников у автора нет, то все его произведения переходят государству и становятся достоянием общества. То же самое происходит с остальным имущество.

Важно: Для того, чтобы получить имущество наследнику необходимо подтвердит свои права. Для этого нотариус, ответственный за завещание, выдает справку — свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Если наследников несколько, то можно запросить у нотариального представителя документ, в котором будут перечислены все соискатели. По желанию сторон на каждого наследника может быть составлена отдельная справка.

Особенности наследования авторства после смерти автора

Права на авторство будет принадлежать им в течение семидесяти лет, а далее оно перейдёт в собственность государства и станет общественным достоянием.

Важно: если правопреемников несколько, то авторские права переходят в их владение как неделимая собственность. Они могут распоряжаться ей на одинаковых правах или заключить между собой договор, обозначив и разграничив зоны влияния.

Наследодатель не может разграничить между несколькими лицами право на использование своих произведений. Например, не могут одному достаться права на перевод и выпуск, а другому на использование и распространение. Все права предаются как одно целое.

Бывают ситуации, когда по наследству переходят авторские произведения, например, рукописные издания, произведения на различных электронных и бумажных носителях. Но это совсем не означает, что данному лицу переходят и права на всё это. Произведения и авторские права на него существуют отдельно друг от друга, поэтому могут принадлежать разным людям и распоряжаться ими они могут по своему усмотрению.

Не забудьте авторизоваться если Вы зарегистрированны на сайте.
Если Вы тут впервые новая учетная запись будет создана автоматически.
Временный пароль для входа будет выслан на указанный email.

Особенности наследования авторских прав по ГК РФ

Люди часто заблуждаются, думая, что наследовать можно только имущество, которое имеет материальную ценность: недвижимость, драгоценности, финансы. Не все знакомы с таким понятием, как интеллектуальная собственность. Например, авторские права.

Что понимается под авторским правом

Авторское право – это сочетание прав, как имущественных, так и духовных (интеллектуальных), которые принадлежат человеку, создавшему своим творческим трудом произведение литературы, искусства или науки.

Например, человек написал книгу, получил на нее авторские права или создал уникальное изобретение, запатентовал его, то есть стал исключительным обладателем этого предмета и технологии. В будущем он сможет передать это «детище» своим детям по наследству.

Не будем забывать, что любое изобретение или творение, как правило, приносит прибыль. Это уже вторая сторона интеллектуальной собственности.

Важно! Статья 1283 ГК РФ о наследовании авторских прав гласит: исключительное право на произведение переходит по наследству.

Особенности наследования авторских прав

Наследование авторства — процесс специфический. Этим вопросом обычно занимаются родственники. Но иногда авторы сами завещают свои произведения абсолютно посторонним людям или издательствам. Из этого следует, что правовой кодекс РФ с одной стороны должен защищать права наследников.

Ведь с правами произведений, переходят по наследству и доходы от продаж той же книги. С другой стороны, стоит принимать в учет интересы граждан.

Неимущественные – это права на имя, репутацию, на выпуск произведения в массы. Имущественные – это права на сам труд. Они отчуждены, поэтому могут переходить по наследству. Наследники могу решать все моменты, связанные с произведением и получать доход.

Субъект авторского права.

Наследодателем является специальный субъект — автор как обнародованного, так и не вышедшего в свет произведения. Автором является физическое лицо, творческим трудом которого оно создано.

Ведь если не имеется документов на труд или иных данных, авторство прикрепляется за тем человеком, чье имя указано на оригинале или копии материала.

Переход авторских прав по наследству возможен. В целом. Об этом гласит статья №29 Закона РФ. Сначала переходят по наследству имущественные права. Рассмотрим пример книги. Наследник сможет:

  1. Заказывать тиражи книги. Непрерывно воспроизводить труд.
  2. Распространять ее, например, по магазинам.
  3. Импортировать.
  4. Устраивать публичные показы.
  5. Публично исполнять.
  6. Передавать в эфир и на обсуждение.
  7. Отдавать текст для перевода на иностранные языки.
  8. На переработку тела текста.
  9. На вознаграждение. Имеются в виду различные премии и награды.
Это интересно:  Наследник несовершеннолетний ребенок будут ли кредиты умершего 2019 год

Авторские права наследников, согласно статье №27, действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с первого января года, следующего за годом смерти. Но есть исключения. При отсутствии наследников автора защиту его трудов осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.

Важно! Право на защиту репутации автора произведения переходит по наследству.

Когда нельзя передать авторские права

Пример: роман, киноленту или музыкальный сборник нельзя подписать именем нового владельца. Неизменно автором будет считаться тот человек, который этот труд создал.

В некоторых случаях в роли автора может выступать наследодатель, но если он также выкупал интеллектуальную собственность, автором будет значиться истинный создатель.

Определение нарушения авторских прав.

Дополнительно не переходят по наследству авторские права в случаях, когда наследодатель составлял завещание и указывал, какие манипуляции с интеллектуальной собственностью производить нельзя.

Например, наследодатель волен запретить распространение или копирование предмета нематериальной собственности в течение определённого периода или перманентно.

Авторские права не переходят по наследству, если заявитель не представил все необходимые документы для этого процесса. В случае, если человек не может подтвердить тот факт, что имеет притязание на данный труд, наследование невозможно.

Особенности перехода патента по наследству

Патент – это свидетельство на изобретение. Обладатель этого свидетельства становится полноправным хозяином объекта интеллектуальной собственности. Он может использовать объект по своему усмотрению, заключать сделки и получать финансовую выгоду.

Статья №7 Патентного закона гласит: «Личное авторство охраняется государством и не подлежит наследованию». Наследовать можно собственность, которую выражает патент. Авторство же, как писалось ранее, отается за человеком, который это изобретение создал.

Авторское право в интернете.

Передача владения патентом осуществляется по тому же принципу, что и авторского. Различие только в сроке. Если этот срок истек еще до смерти владельца, передача патента невозможна. Если смерть наступила до окончания срока, то они унаследуют патент, но лишатся его, когда срок подойдет к концу.

Чтобы переоформить патентное свидетельство на нового владельца необходимо обратиться в федеральную контролирующую организацию. Возникающие при этом споры, решаются в суде.

Как оформить наследование и сроки

Наследование проходит по общим нормам. Если объект передаётся не одному, а нескольким наследникам, они именуются соавторами и будут наследовать все в равных долях.

Наследником может быть и физическое, и юридическое лицо. Ведь зачастую интеллектуальная собственность отходит музеям, государству, творческим сообществам или предприятиям. Если оно состоит в организации, то в наследство переходят оба, комплектом.

Сроки вступления, как для любого наследства, общие и составляют 6 месяцев. Если имеются веские причины пропустить этот срок, он может быть продлен.

Если все наследники отказываются от наследства или их нет вовсе, имущество отходит государству ровно на 70 лет.

Важно! Смена имени автора строго запрещена.

Заключение

Любое авторское произведение – это достояние нашей страны. Наша гордость. В России во все времена были и есть огромное количество талантов в любой сфере. Будь то искусство, литература или новые технологии. К трудам этих людей нужно относиться бережно. Это наше национальное достояние.

Ели вдруг посчастливилось быть родственником автора и унаследовать его творчество, продвигайте и совершенствуйте его. Это наследство, которое можно будет передавать из поколения в поколение. Чтобы защитить свое детище или труд, авторство которого получили по наследству, нужно знать всего несколько моментов. Получить на произведение индивидуальный номер, заверить нотариально или опубликовать его.

Наследование авторских прав на произведение

После смерти автора обладателями авторских прав становятся его наслед­ники. В соответствии с действующим законодательством наследование, вооб­ще, и авторских прав, в частности, возможно в двух вариантах: либо по закону, либо по завещанию. При первом варианте новыми правообладателями могут стать только граждане, входящие в одну из очередей законных наследников. Второй вариант, естественно, подразумевает в качестве наследников лиц, ука­занных в завещании, при этом не имеет значения гражданство указанного в за­вещании физического лица, наличие либо отсутствие у него родственных от­ношений с умершим автором, если в качестве правопреемника указано юриди­ческое лицо (что также является вполне законным), то не имеет значения про­филь его деятельности и место нахождения. Возможна ситуация, когда умер­ший автор не имеет законных наследников и не оставил завещания, в таком случае, в изъятие из общего правила, его авторские права на созданное произ­ведение в отличие от иной наследственной массы не переходят к государству, а прекращаются (ст.552 ГК РСФСР 1964 г.), т.е. произведение становится обще­ственным достоянием.

Наследников в теории авторского права принято считать носителями про­изводного авторского права, поскольку указанные права у них являются не следствием создания ими творческого произведения, а становятся порождени­ем иных юридических фактов, таких как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, вступление в наследство.

На сегодняшний день существуют некоторые сложности при решении во­просов, касающихся наследования авторских прав. Это связано с тем, что дей­ст­вующее законодательство, как авторское, так и наследственное, имеет явный пробел в регламентации авторских прав наследников. В связи с этим конкрет­ные правила могут быть выведены посредством толкования многих правовых норм, содержащихся в различных нормативно правовых актах, а также при по­мощи анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

В первую очередь нужно определиться, какие авторские права переходят по наследству. Если руководствоваться законом, то на этот вопрос можно отве­тить так: не переходят по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст.29 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Отсюда можно сделать вывод, что все остальные авторские права, такие как право на обнародование, право на использование произведе­ния, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Но та­кое решение вопроса не снимает всех проблем. Так, могут возникнуть следую­щие затруднения: имеет ли право наследник опубликовать произведение, про­тив выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Или правомочен ли наследник дать согла­сие на переделку произведения в другой жанр, если на­следодатель на это не соглашался? Таких ситуаций можно привести множест­во, и, что весьма печально, найти на них прямое решение, воспользовавшись действующим законодательством, нельзя. На практике их поиск выхода из соз­давшейся подобной ситуации переда­ется полностью на усмотрение самих на­следников.

Нередко возникает вопрос об объеме правомочий наследников в области защиты неприкосновенности произведения умершего автора. В данном случае Закон ограничивается лишь указанием о том, что право на защиту репу­тации автора по наследству не переходит, но на наследников воз­лагается охрана этого права. Как соотнести друг с другом названные понятия — Закон ничего не го­ворит. Вне всякого сомнения, что области распространения права на защиту ре­путации автора произведения, ко­торое может принадлежать только самому ав­тору, и права на охрану неприкосновенности произведения, которое может пре­даваться по наследству, совпадают лишь отчасти, хо­тя второе основывается на первом и из него вытекает. Автор, используя право на защиту произведения от всякого искажения, способного нанести вред его чести и достоин­ству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не вправе. Он вправе лишь дать согласие на внесе­ние в произведение редакционной прав­ки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или ком­ментарием. Но сохранение сущности и оригинальности произведения — его пер­воочередная задача. В случае если имело место внесение в произведение изме­нений, предварительно несогласованных с наследником, то он вправе требовать восстановления нарушенного права. Иллюстрацией данного правила может по­служить следующий пример: по требова­нию наследницы писателя А. было за­прещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке А. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов.

Но необходимо помнить, что охрана неприкосновенности произведения возлагается на наследников, если только автор не указал специальное лицо, ко­торое будет осуществлять охрану личных неимущественных авторских прав по­сле его смерти. Такое лицо осуществляет указанные полномочия пожизненно.

В случае его смерти или отказа от осуществления преданных прав до истечения срока действия авторского права данные полномочия предаются наследникам.

Рассматривая проблему объема переходящих по наследству прав, нельзя обойти вниманием еще и такой вопрос. В соответствии со ст.33-34 Семейного кодекса и ст.256 Гражданского кодекса если имеет место ситуация, что после смер­ти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заклю­чении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собст­венности, то при определении наследственной массы предварительно дол­жна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Естественно, что имеются в виду лишь имущественные права автора. Необхо­димо также отметить, что поскольку право на вознаграждение целиком включа­ется в наследственную массу (именно к такому выводу пришла теория автор­ского права, в таком же ключе решается этот вопрос на практике), то пережив­ший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору воз­награждения на том основании, что произведение было создано в пе­риод брака.

Теперь остановимся на некоторых аспектах, касающихся порядка вступ­ления наследников в обладание авторскими правами. Так как действующее на­следственное право построено на принципе универсального правопреемства (не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства), то в слу­чае если наследственная масса помимо авторских прав включает в себя и иное имущество, вступление на­следника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав насле­додателя. Поэтому нет никакой необходимости в специальном акте, удостове­ряющем согласие наследника на принятие авторских прав. Но если имеет место ситуация, когда наследственная масса состоит исключительно из авторских прав либо одному из наследников завещаны лишь авторские права, то для всту­пления в наследство необходимо получить в нотариальной конторе свидетель­ство о праве на наследство.

Еще одно обстоятельство, на котором стоит особо остановится, — это срок действия авторских прав наследников. Как известно, авторские права самих ав­торов носят пожизненный характер. В отличие от них авторские права наслед­ников ограничены определенным сроком. Такой срок по действующему законо­дательству составляет 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, сле­дующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос рассмотрен при анализе сроков действия отдельных авторских прав (см. оглавление).

Касаясь вопроса наследования авторских прав необходимо отметить, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке (авторские права наследуются как единое целое, их нельзя ни выделить, ни разделить). Это означает, что распорядится произведением наследники смогут только по взаим­ному согласию. В случае возникновения спора между наследниками по поводу распоряжения произведением, то он подлежит разрешению судом. Однако, ука­занное правило имеет одно исключение. Авторское вознаграждение, право на получение которого переходит по наследству, может быть разделено между на­следниками в пропорциях, указанных в завещании, либо в соответствии с со­глашением самих наследников.

Нередко возникают сложности в связи с учетом переходящего по наслед­ству авторского права при расчете обязательной доли. Ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР предусматривает независимо от содержания завещания право на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, несовер­шенно­летних или нетрудоспособных детей наследодателя (в том числе усыновлен­ных), а также нетрудоспособного супруга, родителей (усыно­вителей) и ижди­венцев умершего. Если попытаться вникнуть в смысл данной нормы, то законо­мерен вывод: это правило применяется к такому авторских праву, как право на гонорар, поскольку только оно способно материально обеспечить наследников, не имеющих самостоятельных источников доходов. Указанные наследники не­зависимо от получения другого наследственного имущества вправе претендо­вать на получение не менее 2/3 причитающей­ся им по закону доли авторского гонорара, если только наследники не придут к соглашению об ином распреде­лении наследственного имущества.

Не нашел должного закрепления в действующем законодательстве вопрос, касающийся наследования авторских прав на произведение, созданное в соав­торстве. Закон «Об авторском праве и смежных правах» ограничился лишь та­кой формулировкой: права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего дру­гих соавторов (п.4 ст.27 Закона). На основании этого следует вывод, что остав­шиеся в живых соавторы независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, обязаны согласовывать свои дейст­вия по использованию произведения с наследниками умершего авто­ра. Но необходимо помнить, что в случае смерти наследников при­надлежащие им права переходят к их наследни­кам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав на произведение. Не вполне ясной остается ситуация, связанная с судьбой прав того умершего соав­тора, который не имеет наследников. Гражданский кодекс РСФСР в первона­чальной редакции давал такое разъяснение: принадлежащее умер­шему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаг­раждения за использова­ние коллективного произведения прекраща­ется (ст. 497 Гражданского кодекса). Но позже эта норма в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1.03.74 была исключена. Закон «Об авторском праве и смежных пра­вах» на этот счет ничего не говорит. В теории авторского права было дано такое разъяснение: в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их на­следников, если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье автор­ское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных ав­торов, а, напротив, должна переходить к государству и в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. — прекращаться. Но такое толкование норм закона не представляется правильным. Принцип прира­щения наследственных долей, свойственный наследст­венному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, не корректно применять к авторско­му праву, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соав­торов к другим соавто­рам. Следовательно, надо исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при не­раздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона прекраща­ются и не переходят к другим соавторам.

Это интересно:  Наследники кто чей ребенок 2019 год

Личные неимущественные права

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства. Под этим правом подразумевается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства не зависимо от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Чтобы признать лицо автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в присвоении (полном или частичном) чужого авторства – плагиат, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала «Последнее слово в индустрии» была опубликована статья С. Литманина «Феномен биосинтеза». Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале «Биология сегодня». В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и была опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зависимости от того, осознания или неосознания нарушителем своих действий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала «Молодая гвардия», но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рассказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 г. вынес решение о признании К. автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные лица оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соавторство. Требования ученых были удовлетворены.

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящена праву на авторское имя: автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя исключает возможность искажения имени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимущественных прав автора, т и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнародования произведения и действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в России Федерации – Российским авторским обществом (РАО)) или государством.

Далее каждый из трех способов реализации права на авторское имя будет рассмотрен подробнее. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчество, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Если произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), такое произведение признается анонимным. При создании произведения несколькими лицами в случае его обнародования правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласованной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для того, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена иностранных авторов приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором оригинала с указанием имени и на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании научных произведений в печати вместе с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматриваемом способе его реализации – неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указания имен их создателей, а также при допускаемом законом цитировании чужих произведении, но без указания источника заимствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию журналу «Собеседник и П. Силову на основании того, что в рассказе «Мы», которое печаталось на страницах журнала, использованы цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. Прохорова были удовлетворены. Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусматривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением считается раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако, псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или оскорбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»). Однако не допустимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравственности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами. Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две причины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений (передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согласиться с таким положением и запретить использовать созданное им произведение без указания его имени. Если же автор не возражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема анонимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведение. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о раскрытии имени решается на их усмотрение, если не оставлены автором специальные указания. Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое произведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользователи произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежании конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произведений право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и использовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке произведения к обнародованию право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор, обычно, тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская правка, урегулируются вопросы, связанные с размещением материала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, подписывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает согласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, утвердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Это интересно:  Обязательные наследники наследуют 2019 год

Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произведение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В статье 29 Закон «Об авторском праве и смежных правах» подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники имеют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечивают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его предисловиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения (внесение изменений, переделка, разрушение), могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения «Искусник» скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы З. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из совхозов и под названием «Скорбящая» установлена на могиле воинов, погибших в годы второй мировой войны. В 1986 г. наследница автора и актриса З. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено с мотивировкой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотрению. Но судом такие действия совхоза были признаны нарушающими неприкосновенность произведения. Использование скульптуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. Плюс ко всему установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требования заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Например, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собственник совершает эти действия исключительно с целью нарушить авторское право, это может быть расценено как злоупотребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту. При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения обнародования произведения или прекращения его распространения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, помимо этого указанное право непосредственно затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента обнародования произведения начинают действовать установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18—19 Закона «Об авторском праве и смежных правах»); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 указанного Закона). Если автор считает, что произведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и способе обнародования решается автором самостоятельно. Он может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литературное произведение может быть обнародовано через опубликование, публичное исполнение, передачу в эфире и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это касается и произведений, созданных им в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им заказ. Однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения — нововведение Закона «Об авторском праве и смежных правах». В соответствие с п.2 ст.15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть разными, например, изменение творческих взглядов или мировоззрения автора, возникновение новых внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах» упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для не обнародованного произведения) или восстановление (для обнародованного произведения) правового статуса необнародованного произведения. Оно может быть вновь доведено до широких масс только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права. Следует помнить, что авторы служебных произведений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно переходит по наследству. Однако объем правомочий наследников определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование особо в новом авторском Законе не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Оно представляет собой признаваемую за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущественных и имущественных прав автора, Закон «Об авторском праве и смежных правах» прямо признает его за авторами отдельных видов произведений (см., например, п. 4—5 ст. 19 Закона). Основное содержание рассматриваемого права состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то другим субъективным авторским правом. Если произведение публикуется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный интерес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь его в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор способствует распространению произведения. Однако каждое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение является неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.

Статья написана по материалам сайтов: www.bp-u.ru, zakonoved.expert, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий