Россия унаследовала место ссср 2020 год

В декабре 1991 г. в связи с распадом СССР президент США Джордж Буш поздравил свой народ с победой в холодной войне. Многие в СССР и за рубежом считали, что распад СССР и победа США в холодной войне над СССР стала возможной в результате внешней политики администрации М. С. Горбачева.

Доктрина «нового политического мышления», выдвинутая Горбачевым, означала существенную корректировку прежнего внешнеполитического курса. Если до него постоянно говорилось о борьбе двух систем, то Горбачев заявил о едином и взаимозависимом мире. Если до него считалось, что по ряду вопросов капиталистический и социалистический мир никогда не сойдутся, то Горбачев универсальным способом решения международных вопросов объявил баланс интересов различных государств. Если советские руководители говорили о первостепенной важности классовых интересов, интересов трудящегося большинства, интересов социализма, то Горбачев — о приоритете общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными). Министром иностранных дел после А. А. Громыко («мистера Нет») был назначен Э. А. Шеварднадзе.

Ставшие известными в последнее время факты позволяют утверждать, что Горбачев в обмен на международную поддержку («горбимания», премии, звания) и кредиты пошел на неоправданные уступки Западу в ущерб оборонной мощи своей страны. С президентами США были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и ограничении стратегических наступательных вооружений в основном за счет ракетного потенциала СССР. Так были уничтожены наиболее эффективные установки «Ока», СС-20 («Сатана») и др.

Горбачев отказал в поддержке просоветским режимам в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии. Руководители этих стран не спешили проводить собственную «перестройку». В результате вывода советских войск и «бархатных революций» 1989 г. в странах Восточной Европы к власти пришли демократы-антикоммунисты, ориентированные на сотрудничество с Западом. Горбачев в 1990 г. согласился на воссоединение ФРГ и ГДР в едином немецком государстве без каких-либо условий, хотя первоначально, например, предполагалось, что объединенная Германия не станет членом НАТО. В 1991 г. было объявлено о самороспуске Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В покинутых странах остались брошенными значительные материальные ценности, оружие. Резко сократились экономические связи со странами бывшего «социалистического лагеря».

При Горбачеве СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г.

Целесообразным и оправданным представляется вывод советских войск из Афганистана, который завершился в феврале 1989 г. Война сопровождалась значительными людскими и финансовыми потерями и была крайне непопулярна среди населения СССР.

По поводу многих внешнеполитических акций Горбачева советские люди не были должным образом осведомлены. Высокопоставленные военные и чиновники в соответствии с традициями советской номенклатуры держали язык за зубами. СССР перестал быть супердержавой в короткий срок, без крупного военного поражения, оказался на сей раз «колоссом на глиняных ногах».

С распадом СССР положение в мире кардинально изменилось. Прекратила свое существование мировая система социализма, главной силой которой являлся СССР. От задачи построения социализма отказался ряд социалистических стран: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия. Продолжили строительство основ социалистического общества в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Корейской Народно-Демократической Республике, на Кубе.

Закончилась холодная война, так как «сломался» стержень — противоборство двух сверхдержав — СССР и США. В известной степени Россия унаследовала место СССР в системе международных отношений, заменила СССР в международных организациях и приняла на себя долговые обязательства, оставшиеся от СССР. Россия осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой.

Позиции России на международной арене в сравнении с СССР значительно ослабли. Распалась единая система противоракетной обороны. Перестал существовать единый военно-промышленный комплекс. Оборонный заказ резко сократился. Многие военные предприятия не смогли перейти на выпуск гражданской продукции и фактически прекратили свою деятельность. Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия потеряла почти всех своих традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. Из-за нехватки средств происходило постоянное сокращение численности вооруженных сил, которые на протяжении десяти лет не получали на вооружение новой техники. К середине 1980-х гг. соотношение обычных вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3 к 1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. — 1 к 3 не в пользу России, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 4 к 1 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Новое российское руководство в начале 90-х гг. действовало по ситуации, не проявляя четкого понимания новых национальных интересов страны. Администрация Ельцина, по сути дела, продолжала политику Горбачева. Был завершен вывод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других регионов. Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располагалась на территориях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокационные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т. д.).

В 1992 г. в Кэмп-Дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание холодной войны и признали, что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 г. был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО. Российское руководство рассчитывало на значительную международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада и проявляло уступчивость. Однако обещанных кредитов на льготных условиях Ельцин так и не получил, а задолженность страны международным финансовым организациям значительно возросла.

Участие России в международных делах последнего десятилетия XX в. носило явно декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция страны во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. 19 стран НАТО во главе с США начали агрессивные бомбардировки Сербии, проигнорировав протесты России. Россия прервала отношения с НАТО. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших «социалистических стран». В НАТО попросились и бывшие «союзные» республики, входившие в СССР. С Россией все больше стали обращаться не как с партнером, а как с клиентом (по выражению одного из американских политиков).

В первой половине 1990-х гг. отношения со странами Востока превратились во второстепенное направление внешней политики новой России. После замены в 1996 г. А. В. Козырева на посту министра иностранных дел Е. М. Примаковым, а затем И. С. Ивановым отношения со странами Азии, Африки, Латинской Амери­ки активизировались. Состоялись встречи на высшем уровне с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива. В 1998 г. Россия была принята в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Страны Востока не только возобновили закупки военной техники из России, но и активизировали сотрудничество в самых разных областях. Во Вьетнаме российские специалисты участвуют в добыче нефти, в Иране строят крупные объекты, включая атомную электростанцию. В то же время страны Запада пытаются не допускать российских конкурентов на восточ­ный рынок товаров и услуг.

Это интересно:  Арагорн сын араторна наследник 2020 год

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. Руководство России не задавалось целью силой восстановить союзное государство. В то же время Россия не стала полностью отказываться от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств и Балтии).

Руководители бывших союзных республик от первоначальной демонстрации своей независимости от России и расчетов на значительную помощь со стороны новых друзей пришли к пониманию важности сохранения нормальных взаимоотношений с Россией. Помощь российских войск сыграла решающую роль в погашении очагов военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Российским военнослужащим пришлось выступить в качестве миротворцев и в районе Приднестровья, где в 1992 г. вспыхнули ожесточенные бои между вооруженными силами Молдавии и воинскими формированиями самопровозглашенной Приднестровской республики. Кровопролитный конфликт был прекращен благодаря вмешательству командующего 14-й российской армией генерала А. И. Лебедя. Российское правительство начало вывоз из Приднестровья в Россию значительных количеств боеприпасов и другого военного снаряжения, которое могло оказаться в не тех руках, как это уже было в Чечне.

Отношения с Украиной (в президентство Л. Кучмы) в 90-х гг. развивались достаточно неровно и были связаны с разделом имущества, оставшегося от СССР (Черноморский флот, ядерные боеприпасы, носители ядерного оружия и т. д.), а также с урегулированием экономических вопросов. Россия не платила за транзит энергоносителей в Европу по трубопроводам через территорию Украины, а Украина в зачет неуплаты за транзит самовольно подключалась к российским нефти газопроводам.

В рамках СНГ только за первые пять лет его участники подписали более 800 совместных решений: Договор о коллективной безопасности (1992), Договор об экономическом союзе (1993), Устав СНГ (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. Большинство программ и планов в рамках СНГ остались нереализованными.

Роль Российской Федерации как правопреемника СССР

Место России в современном мире. Распад СССР создал проблему его внешнеполитического наследства: вопрос о судьбе его прав и обязанностей в мировом сообществе. Россия с согласия других республик бывшего СССР признала себя его правопреемником, что означало принятие всей полноты ответственности за соблюдение обязательств Союза и одновременное пользование его правами и имуществом за рубежом. Сразу же после ратификации Беловежского соглашения о роспуске СССР, с конца декабря 1991 г. Россия заняла его место в ООН и других международных организациях, пост постоянного члена Совета Безопасности, обязалась соблюдать подписанные от имени СССР договоры.

Ещё в 1989 г. последний президент СССР М.С. Горбачёв принимал участие во встречах лидеров ведущих западных держав семёрки» на правах наблюдателя (формула «7+1»). С 1992 г. его место занял президент Б.Н. Ельцин, упорно добивавшийся превращения «семёрки» в «восьмёрку», что и было достигнуто летом 1997 г. на встрече в Денвере (США), Однако это участие ещё неполноправно ввиду экономической слабости России. Сейчас снова наметилась тенденция возврата к формуле «7+1» в связи с войной в Чечне, осуждаемой Западом. союз распад государство государственный

Проблема долгов СССР. На Россию легли долги СССР. Резко ухудшившееся экономическое положение заставило её просить об отсрочке долгов, на что были вынуждены согласиться западные кредиторы. Начавшееся ещё в годы «перестройки» ухудшение отношений с Ираком, Кубой, Ливией и другими традиционными союзниками СССР сделало проблематичным возвращение ими старых долгов. Тем не менее, в 1997 г. Россия признала почти вековую задолженность царского и Временного правительства французским держателям русских ценных бумаг, но выплатила, по сути, символическую компенсацию. Сумма долгов СССР (с учётом процентов) составила около 130 млрд. долларов, которые делятся на долги государственным структурам и частным владельцам ценных бумаг (их объединения называются Парижским и Лондонским клубами).

Долги России. Нуждаясь в кредитах, Россия запросила помощи у Международного валютного фонда и ведущих западных держав. На встрече лидеров по формуле «7+1» в Мюнхене в июле 1992 г. Б.Н. Ельцин получил заверения лидеров Запада о финансовой поддержке ими экономических реформ в России. Условием этого явился контроль Запада за ходом экономических и политических преобразований. Практически все кредиты, которые со всё большим трудом удается получить от Международного валютного фонда и Всемирного банка, тут же уходят на обслуживание старого долга, т.е. на выплату процентов по нему. Резко ухудшилось финансовое положение страны после объявления 17 августа 1998 г. правительством Кириенко «дефолта» — отказа от уплаты долгов и процентов по ним. Во второй половине 1999 г. Международный валютный фонд, где доминируют США, отказался предоставить России очередной платеж (транш), который весь должен был уйти на погашение процентов.

Ядерное разоружение. Россия унаследовала от СССР ядерно-ракетный потенциал и обязательства по его ограничению и нераспространению. С территории Белоруссии, Украины и Казахстана выводятся и уничтожаются ракеты с ядерными зарядами. У России осталось 3,5 тыс. ядерных боеголовок. Сохранив прежние опасения, США частично финансируют уничтожение бывшего ядерного потенциала СССР и препятствуют сотрудничеству России с неядерными державами в области энергетики под предлогом возможного нарушения договора о нераспространении ядерного оружия. Сейчас ситуация с разоружением осложнилась ввиду возобновления работ по программе «звездных войн» в США.

Европейский Союз и ООН признали, что Россия — продолжатель членства Советского Союза в ООН и, в частности, в Совете Безопасности, а также в других международных организациях. В законе о международных договорах Российской Федерации (в статье 3) сказано, что он распространяется на договоры, в которых Россия участвует как продолжатель СССР. Если бы Россия была правопреемником СССР, она не могла бы в порядке автоматического правопреемства, как Украина и Белоруссия. «унаследовать» место в ООН, так как РСФСР не была членом ООН. Россию пришлось бы принимать в члены ООН и, кроме того, необходимо было бы вносить поправку в Устав ООН, предусматривающую, что Россия, новый субъект международного права, должна занять место СССР в Совете Безопасности. Это породило бы юридические трудности. Россия продолжила членство СССР в Совете Безопасности как тот же самый субъект международного права, сменивший свое наименование, от которого, к тому же, отделились некоторые части. Таким образом. она уже не может в каких-либо сферах межгосударственных отношений рассматриваться как правопреемник СССР. Некоторые международные обязательства бывшего СССР не могли сохранить для России силу или претерпели изменения в связи с тем, что они относились к тем частям его территории, которые отделились. От других можно было бы отказаться, ссылаясь на коренные изменения обстоятельств, на неизменность которых они были рассчитаны (так называемая доктрина rebus sic stantibus). Но основная масса обязательств субъекта международного права, именовавшегося СССР, сохранила для России свою силу, поскольку она — тот же самый субъект.

Это интересно:  2 наследование по завещанию 2020 год

Россия по праву заняла место СССР в кругу виднейших держав и в международных организациях. Однако в отношении преемственности — Россия как преемник бывшего СССР — существуют у нас и на Западе разные подходы: Россия настаивает на признании её полноправным преемником всех прав и обязанностей своего предшественника, а западные державы соглашаются признать её лишь продолжателем СССР.

Новое место России в мире.

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы.

Новое место России в мире.

С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность Вооруженных сил, в первую очередь на западном направлении. Приведем пример. К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР, к середине 90-х гг. — 1:3, а после вступления в НАТО Полыни, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

2. Россия и Запад.

У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Был взят курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. В Декларации о прекращении состояния «холодной войны» говорилось: «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».

В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

Однако политика, построенная на уступчивости,, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с новой Россией. В России это поняли далеко не сразу.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а па праве и ни одна страна не может претендовать па роль единоличного лидера.

Переломным событием в развитии отношений России и Запада стал Балканский кризис. Обвинив югославское правительство в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 мирта 1999 г. начали бомбардировки Сербии.

Руководство России осудило эти действия как агрессию и потребовало созыва Совета Безопасности ООН. Были прерваны отношения России с НАТО.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании «чеченской проблемы». Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

Вновь возникла потребность в уточнении внешнеполитического курса России.

Россия и Восток.

В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России.

События последующих лег показали, что такой подход ошибочен.

С 1996 г. (министры иностранных дел Е. М. Примаков и И. С. Иванов) отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Это интересно:  Несовершеннолетний наследник вклад 2020 год

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла задача исторической важности — не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей — попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содружества Независимых Государств, СНГ).

Поначалу руководители бывших союзных республик стремились подчеркнуть свою независимость от России. Но продолжалось это недолго. Проблемы стран СНГ без традиционной российской помощи решить оказалось невозможно.

С помощью российских войск были погашены очаги поенных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

Только за первые пять лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992 — 1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов осталось нереализованным. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества — экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы смириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

Проблемы, которые не удавалось решить всем вместе, отдельные страны СНГ пытались решить на двусторонней и региональной основе. В 1999 г. окончательно оформился экономико-политический союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы (ГУУАМ), взявший курс на сближение с Западом. Сложились тесные политические и экономические отношения стран Средней Азии. Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Был подписан договор России и Белоруссии о формировании единого союзного государства.

Чеченский кризис.

10 августа 1994г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» генерала Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994г. регулярные части Российской армии вошли в Чечню.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти, выполняя условия террористов, начали с ними переговоры. Эти переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, па этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства для достижения своих целей. Потери среди войск и мирного населения вынудили центр пойти па переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет. Хасавьюртские соглашения были неоднозначно восприняты в российском обществе, но боевые действия после них били прекращены.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории пашей страны со времен Великой Отечественной войны.

6. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.

С другой стороны, выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы.

Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки ноной концепции, определяющей место России в мире, отражающей ее национальные интересы.

Вопросы к лекции:

1. Какие приоритеты во внешней политике страны вы можете выделить в начале 90-х гг.? Чем объясняется такой выбор руководства России?

2. Дайте характеристику основных направлений внешней политики страны в 90-е гг. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

3. Перечислите нерешенные проблемы в отношениях со странами СНГ, существовавшие у России в конце 90-х гг.

4. В чем вы видите наиболее значимые результаты российской внешней политики в 90-е гг.?

5. Какие проблемы не удалось решить России на международной арене в 90-е гг. XX в.? Почему?

6. Чем вы можете объяснить причины, побудившие Президента России к силовому решению «чеченской проблемы»?

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector